НАДСТРОЕЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой пассивное слово заканчивается на гласную, а активное на согласную (или две, т н. «надстройка») при равном количестве послеударных слогов: речи - широкоплечий, квиты – бритый, ухо - слухом, шляпа - лапоть, демонстрация – операциях, кобра – добрить...
Мне сегодня радостно до боли Я сама не знаю - отчего. Дышит сердце небывалой волей, Силою расцвета своего. (Ольга Берггольц) |
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. (Агния Барто) |
Надстроечная рифма является фактически тем же, что и усечённая рифма, но звучит более благозвучно. На слух всегда лучше воспринимается рифма, в которой активное слово с «надстройкой» звучит после пассивного без таковой. Так, при последовательности "" появляется ощущение незаконченности, оборванности (в этом смысле такую рифму действительно можно назвать усечённой). Однако в обратном порядке рифма "реже - свежесть" звучит более комфортно - надстроечные согласные звуки, слегка скрадываясь, придают рифме достаточно законченный и гармоничный вид.
Наиболее показательны в этом отношении закрытые рифмы, в которых одно из слов имеет на одну согласную больше: шёл - долг, ложь – дождь, стар – шарф, стук - фрукт … В обратной последовательности диссонанс в таких рифмах ощущается значительно острее, поэтому подобные рифмосочетания применяются, как правило, именно в "надстроечной" последовательности. Дополнительные примеры: Вечер - встреча Лучше: встреча = вечер. Новый - слово Лучше: слово = новый.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма из первых слов в строках.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
Одним из первых русских авторов, применивших начальную рифму, был Даниил Заточник (13 век).
Яко же бо змий страшен свистанием своим
тако и ты, княже нашъ, грозен множеством вои.
(Моление Даниил Заточника)
В восточной поэзии созвучия в начале строк - анафорическая рифма. При этом в конце строк рифмы может и не быть.
НЕДОСТАТОЧНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку предшествуют различные предударные(опорные) согласные: метла – жара, вези – смотри, темно – пальто, хочу – пою (чу – jу), зови - в дали…
Недостаточная рифма сродни ассонансу и применяется в основном в белых стихах. В отличие от недостаточных рифм, достаточные рифмы состоят из слов, в которых опорные согласные совпадают или принадлежат к одной родовой паре (б-п, в-ф, д-т и пр.). К достаточным относятся все окончательные рифмы: метла – дотла, жара - пора, вези - спроси, темно - киното – не то, зови - любви, пою – твою (jу- jу )… В четверостишии ниже присутствуют оба типа рифм "светло-ведро" - недостаточная и "звезды-воды" - достаточная рифма.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
(Н. Рубцов)
НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов.
Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с раздвижением.
В рифмах с наращением происходит добавление слога (слогов) в конце одного из слов: папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся - изоляции, ноги - многие, времениеменели, следом – неведомо, оперяться - кооперация, гудящих - трудящихся, выставил - капиталистов, блистело - бестелые, резче - мерещится, двести - известия...
Идёт пожар сквозь бумажный шорох. Прокуроры дрожат. Как хорошо! (В. Маяковский) |
Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, У не буду больше молодым. (С. Есенин) |
В рифмах с раздвижением "лишний" гласный звук или слог вкрапляется в клаузулу одного из слов, как бы раздвигая собой согласные звуки: нагло – наголоомки-томики, ручки-попутчики, оружия - обнаруживая, замш - замуж, дорого - восторга, важно - скважина, вежливый - ежели вы, подачки - подрядчики, жизней - лжи за ней... Вставляемый звук не обозначается на письме, но подразумевается при произношении ("нулевая" гласица). Явор - динозавр (произносится как: динозавор), репетитор - арбитр (арбитор), экватор - театр, рассеянный - Бассейной, мистер - министр...
Пролетариат - неуклюже и узко тому, кому коммунизм - западня. Для нас это слово - могучая музыка, могущая мёртвых сражаться поднять. (В. Маяковский) |
Жена на локоны взяла последний рубль, Супруг, убитый лавочкой и флюсом, Подсчитывает месячную убыль. (Саша Чёрный) |
Мал его радостей тусклый спектр: |
Глазами доброго дядю выев, |
Неравносложные рифмы ввёл в русское стихосложение и активно применял в своём творчестве Владимир Маяковский.
ОБОРВАННАЯ РИФМА – рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе - сумасше... , времена - припомина...
Зал заливался минуты две: |
Я видел: над трупом Склонилась луна И мёртвые губы Шепнули: "Грена..." |
Морякам плясать привычней |
ОБОСОБЛЕННАЯ РИФМА – базовая рифма с двумя (или более) согласными звуками подряд после ударного гласного. Именно второй согласный звук ставит барьер, не позволяющий словам с обособленным рифмотипом рифмосочетаться со словами других рифмотипов. Обособленные рифмы сочетаются только друг с другом и только в пределах своего семейства. См. раздел "Лаборатория" - роды, семейства и семьи рифм. Волн - чёлн, печка - свечка, любезнестной, сёстры- острый, вечность - беспечнипр - Тибр, казнь - боязнь, послушнушной, грозно - поздно , помни - что мне, царский - боярскантство - убранство, лестно - чудесно, битв - молитв, танго - манг… Словарная классификация.
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
И вприпрыжку
Под кровать!
(Корней Чуковский)
– см. Рассечённая рифма.
ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи. В отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова могут быть в различных грамматических формах.
Гора – дыра, странный – долгожданной, темно - смешно, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится, бег - брег…
ОДНОСЛОЖНАЯ РИФМА – мужская рифма. Раз – джаз, стог – слог, волк – толк, мил - хранил, меч - течь, дожди - иди, торг - восторг…
Светись, светись, далекая звезда, Чтоб я в ночи встречал тебя всегда; Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, ой; (М. Ю. Лермонтов) |
В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет, Как нищий старец изнурён, он. - (Яков Полонский) |
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на последнем звуке.
Страна а, дары - пары, стихи - грехи, уйду - какаду, змея - твоя, крои - бои…
Благодаря отсутствию послеударных слогов, в таких рифмах возможен только один единственно-правильный вариант рифмосочетания (отсюда и название – окончательная рифма). Все окончательные рифмы являются односложными и делятся на гласные и согласные. В примере ниже "кусты - цветы" - согласная рифма, а "подпою - мою" - гласная. Подробнее см. Лаборатория § 2.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из омонимов: мой - мой, вина - вина, жаль - жаль, века - веко, пророк - про рок, пари - пари, том - том, прав - прав...
На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры.
с ума. сума... (А. С. Пушкин) |
Вдруг на Мишку, вот напасть, |
В отличие от омонимической, тавтологическая рифма (слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) рифмой не является и представляет собой обычный звуковой повтор.
ОМОФОНИЧЕСКАЯ РИФМА – разновидность акустической рифмы; рифма из слов-омофонов: исчез - восрес, денег - молоденек, вмиг - проник, год - идёт, весть - влезть, яд ят, душ - муж, граф - забав, свет - след, звук - подруг, сугроб - поп, князь - обвилась...
Под кровом внешних роз
возрос.
(А. С. Пушкин)
- рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Сено - смена, дума – шума, сильная - обильное, томно – скромно, вижу – ближе, дива - правдива…
Улыбается осень сквозь слёзы,
В небеса улетает мольба,
Золотая запела труба...
(А. Блок)