Наши партнеры

Выгодно прокат авто рядом в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде магазин Electra Style.
Новый способ направления командной работы

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ

- классическое понятие истины, уточненное с помощью технических средств логической семантики. Это уточнение было осуществлено польским математиком и логиком А. Тарским в работе «Понятие истины в формализованных языках» (1935). Тарский исходит из классического представления об истине, согласно которому термин «истинно» выражает свойство нашего знания, в частности свойство высказываний, а не объективной действительности. Высказывание считается истинным тогда и только тогда, когда оно утверждает, что дела обстоят так-то и так-то, и дела действительно обстоят именно так. Напр., высказывание «Париж находится во Франции» истинно тогда и только тогда, если Париж находится во Франции; высказывание «Сахар растворим в воде» истинно тогда и только тогда, если сахар растворим в воде, и т. п. Подобного рода определения истинности отдельных высказываний Тарский обобщает в виде следующей схемы:

X истинно º Р.

Для того чтобы получить определение истинности некоторого конкретного высказывания, на место Х в этой схеме нужно поставить кавычковое имя данного высказывания (т. е. высказывание в кавычках), а на место Р — само это высказывание, знак «=» означает «тогда и только тогда, когда». Напр.: «Снег бел» истинно тогда и только тогда, когда снег бел. Общее определение истины должно быть таким, чтобы ему соответствовали все конкретные случаи применения понятия «истинно», представленные приведенной схемой.

Тарский показал, однако, что для обычного естественного языка задача построения общего определения истины не может быть решена. Одной из причин этого является то обстоятельство, что в естественном языке имеются предложения, утверждающие собственную ложность (типа «Я лгу»). Попытка применить к ним термин «истинно» согласно приведенной схеме ведет к противоречию. Тарский считает, что это противоречие возникает благодаря «семантической замкнутости» естественного языка, т. е. благодаря тому, что в этот язык входят и предложения, и имена этих предложений, и семантические предикаты — «обозначать», «истинно», «выполнять» и т. п. Для устранения подобных парадоксов Тарский считает необходимым разделить язык на две части: объективный язык и метаязык. Определение истины должно формулироваться в метаязыке. В этом случае парадоксов не возникает.

С. п. и. не только является одним из основных понятий логической семантики, оно существенно уточняет и наше философское представление об истине.

Вернуться к оглавлению