Наши партнеры

inflatable gym mat
Беспроцентные кредиты

МАКС ФРИШ (МАХ FRISCH. 1911-1991)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ

— прозаик, драматург, публицист; писал на немецком языке. Уроженец Цюриха, он изучал германистику в университете этого города, после не совсем удачного литературного дебюта сменил профессию — стал архитектором. Окончательное обращение к литературе происходит после войны. Фриш знакомится с Б. Брехтом, с разных сторон получает новые творческие импульсы и пытается использовать их в драматургических опытах (пьесы «Опять они поют», 1946; «Когда закончилась война», 1949) и дневниковых записках («Дневник 1946—1949 гг.», 1950). В форме литературного дневника Фриш нашел себя, свою манеру; в книге содержались в зародыше темы большинства его последующих произведений: романов, пьес, повестей. В них писатель ищет такие подходы к действительности, которые гарантируют открытость потоку живой жизни, сопричастность всему, что происходит в мире, а не только в избежавшей ужасов войны нейтральной Швейцарии. Им овладевает мысль о неделимости мира на «лагеря» и «блоки», о принципиальной одинаковости проблем, терзающих человека по ту и другую сторону «железного занавеса». Пробуя себя в разных жанрах, он стремится ответить на сквозные вопросы своего творчества: как жить человеку, не удовлетворенному своей ролью в обществе, поставленному перед нравственным выбором, оставленному один на один со своей совестью? Как найти равнодействующую между индивидуальной сущностью и общественной ролью, характером и судьбой, лицом и маской? Он находит новые варианты художественного воплощения экзистенциальных проблем, разрушает стереотипы, ломает штампы, в том числе и те, что возникают в его собственном художественном мире. В романах «Штиллер» (1954), «Ногтю Фабер» (1957), «Назову себя Гантенбайн» (1964), в пьесах «Санта Крус» (1944), «Граф Эдерланд» (1951), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1953), «Бидерман и поджигатели» (1958) и др. он создал образы, проникнутые сомнением, тоской и беспокойством и заражавшие этими ощущениями других. В «Дневнике 1966—1971 гг.» Фриш выработал новый афористический жанр — анкету, опросный лист, вопросник. Дотошно выспрашивая себя и читателя о сокровенном, он подводил к выводам, выходящим за пределы конкретной биографии, затрагивающим тайную суть бытия.

Дон Жуан, или Любовь к геометрии (Don Juan oder Die Liebe zur Geometrie. 1953)

— пьеса, в которой разрушается миф о знаменитом соблазнителе, «гении плоти», по выражению С. Киркегора. Фришевский Дон Жуан — «гений духа», соблазнитель против воли; он одержим идеей абсолютной свободы, хочет быть самим собой, осваивать «континенты собственной души». Убедившись в невозможности избавиться от навязанной ему роли обольстителя и тем самым избежать «театрального существования», Дон Жуан идет на хитрость: искусно устраивает собственное низвержение в ад, чтобы потом иметь возможность спокойно заниматься любимой геометрией. Однако он не чувствует себя счастливым и в уединенном замке герцогини Рондской, бывшей проститутки Миранды, ставшей его женой. Столкнувшись с грубой действительностью, «гений духа» терпит такое же поражение, как и его предшественник.

Ноmо Фабер (Ноmо Faber. 1957)

— в отличие от скульптора Штиллера, героя предыдущего романа «Штиллер», всеми силами пытавшегося избежать общественных связей, увернуться от механизма отчуждения, Вальтер Фабер, преуспевающий инженер, занимает поначалу прямо противоположную позицию: он полон оптимизма, верит в науку, в прогресс и скептически относится ко всему, что связано с миром чувств и переживаний. Однако позже выясняется, что и у него были поражения в жизни (трусость, предательство, равнодушие к близким), и за это ему приходится расплачиваться страшной ценой — нечаянным сожительством с собственной дочерью, трагической гибелью дочери, неизлечимой болезнью. Но прозрение, хотя и запоздалое, все же наступает, Фаберу становится ясна его внутренняя неполноценность, он осознает свою вину — вину бодрячка-технократа, который так и не изведал полноты жизни.

Произведения

Избранные произведения: В 3 т. / Сост. Е. Кацевой; Предисл. Д. Затонского. — М.: Худож. лит., 1991; Листки из вещевого мешка: Художественная публицистика / Предисл. Н.С.Павловой. — М.: Прогресс, 1987. — 318 с.; Пьесы / Послесл. Ю. Архипова. — М.: Искусство, 1970. — 574 с. Gesammelte Werke in zeitlicher Folge: In 2 Bd. / Hrsg. von Н. Mayer. — 2. Aufl. — Frankfurt a. М.: Suhrkamp, 1976; Blaubart.- Frankfurt a. М.: Suhrkamp, 1982. — 171 S.; Der Mensch erscheint im Holozän. — Frankfurt a. М.: Suhrkamp, 1979. — 142 S.; Triptychon. Drei szenische Bilder. — Frankrart a. М.: Suhrkamp, 1978.- 114 S.

Литера тура

Затонский Д. Ноmо Макс Фриш. — Иностр. лит., 1966, № 4, с. 216—227; Лембрикова Б. Макс Фриш — критик современности. — Вопросы лит., 1967, № 6, с. 170—188. Stäuble Е. Мах Frisch. Ein Schweizer Dichter der Gegenwart. — Amriswul: Bodensee Verl., 1957. — 142 S.; Über Мах Frisch / Hrsg. von T. Beckermann. - Frankfurt a. М.: Suhrkamp, 1971. — 346 S.

Вернуться к оглавлению