Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ЖАН-ПОЛЬ САРТР (JEAN-PAUL SARTRE. 1905-1980)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— философ, писатель, литературный критик, публицист, общественный деятель, чье творчество оказало значительное влияние на европейскую культуру второй половины XX в. Закончив престижную Эколь нормаль (1924—1928), Сартр год занимался философией во Французском институте в Берлине (1933—1934) у Э.Гуссерля, основателя феноменологии. Сильное влияние на Сартра оказал и М.Хайдеггер. В тридцатые годы вышли философские работы Сартра «Воображение» (1936), «Очерк теории эмоций» (1939), «Воображаемое» (1940); в 1943 г. — главный философский труд «Бытие и ничто». Популярное изложение его доктрины атеистического экзистенциализма дается в лекции «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946). Сартр истолковывал свой экзистенциализм как философию свободы и гуманизма. Если Бога не существует, человек, обреченный на одиночество и свободу, волен выбирать смысл («проект») собственного существования. Человек определяется совокупностью своих решений, выборов, поступков, но принципиальное значение имеет не их аксиология (ценность), а подлинность, аутентичность. Но свободу «безбожного» человека ограничивают абсурдность жизни и другие люди. Поэтому огромную важность в сартровском экзистенциализме приобретает диалектика взаимоотношений Я и Другого, что и выражено в афоризме из пьесы «За запертой дверью» (1944): «Ад — это другие люди». Личность, отказываясь от свободы и ответственности, попадает в плен «дурной веры», «несчастного сознания». Противоречия между свободным выбором личности и губительными иллюзиями «дурной веры» — лейтмотив таких пьес Сартра, как «Мухи» (1943), «Смерть без погребения» (1946), «Почтительная потаскушка» (1946), «Грязные руки» (1948), «Дьявол и Господь Бог» (1951), «Альтонские затворники» (1959). Свобода не способна устранить абсурдность человеческого существования и «проклятую ложь» жизни. В целом проникнутая нигилизмом, моральная концепция Сартра глубоко пессимистична. Ту же проблематику Сартр разрабатывал и в художественной прозе: роман «Тошнота» (1938), сборник новелл «Стена» (1939), тетралогия «Пути к свободе» (1943—1949), куда входят романы «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Смерть в душе», «Последний шанс» (полностью не издан). Но не следует видеть в прозе Сартра простую иллюстрацию философских тезисов. «Тошнота» не только роман-манифест атеистического экзистенциализма, но и реалистическое произведение, где изображается «болезнь сознания» — отвращение к абсурдному миру и безысходность нигилистического бунта интеллигента Антуана Рокантена, который чувствует себя «лишним» в «обезвоженном мире» и «не гуманистом». Герой «Путей к свободе» Матье Деларю, аполитичный интеллигент, делает свой выбор и участвует в Сопротивлении, хотя его «свобода» ограничивается бунтом против Бога, отца, общества и ненавистью к «мерзавцам», каковыми оказываются все люди, погруженные в обыденность жизни. После Второй мировой войны Сартр стал властителем дум леворадикальной интеллигенции Франции. Писатель основал журнал «Тан модерн» (1945), где обосновывал концепцию «ангажированной» литературы. В первой половине 1950-х гг. Сартр выступал как «попутчик коммунистов», участвуя в движении в защиту мира. Попытка «синтезировать» экзистенциализм с марксизмом предпринята в труде «Критика диалектического разума» (1960). Автобиографическая книга «Слова» (1964) стала поводом для присуждения писателю Нобелевской премии, от которой он отказался по «идейным соображениям». Сартр много выступал как литературный критик, основываясь на разработанной им концепции экзистенциального психоанализа: «Бодлер» (1947), «Святой Жене, комедиант и мученик» (1952), сборники политико-литературных статей «Ситуации» (I-Х), огромная трехтомная книга о Флобере «В семье не без урода» (1971 — 1972), где писатель предпринял попытку «тотального объяснения» личности создателя «Госпожи Бовари», сочетая экзистенциальный психоанализ с анализом социальным. Сартр оставил обширное наследие, публикация которого активно продолжается.

Произведения

Возраст зрелости: Роман / Пер. Д. Вальяно и Л. Григорьяна. — Октябрь, 1995, № 7, с. 3—81; № 8, с. 70-135; № 9, с. 107-154; Герострат: Новеллы / Пер. Д. Гамкрелидзе. - М.: Республика, 1992.-222 с.; Пьесы / Вступ. ст. С. И. Великовского. — М.: Искусство, 1967. — 670 с.; Тошнота: Избранные произведения / Вступ. ст. С. Н.Зенкина. — М.: Республика, 1994. — 495 с.; Фрейд: Сценарий. Первый вариант (1959) / Пер., предисл. Л. Токарева. — М.: Новости, 1992. — 302 с. Oeuvres romanesques. — Paris: Gallimard, 1981. — 2288 p.; Baudelaire. — Paris: Gallimard, 1948. — 223 p.; L'idiot de la famille: En 3 t. — Paris: Gallimard, 1971—1972; Situations: I-Х. — Paris: Gallimard, 1947—1976.

Литература

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и XX век. — М.: Моск. рабочий, 1994. — 331 с.; Великовский С. И. В поисках утраченного смысла. — М.: Худож. лит., 1979. — 293 с. Cohen-Solal A. Sartre: 1905-1980.- Paris: Gallimard, 1985.- 465 p.; Contât M. et Rybalka M. Les écrits de Sartre. - Paris: Gallimard, 1970. - 788 p.; Jeanson F. Sartre par lui-même. - Paris: Éd du Seuil, 1956. - 191 p.

Вернуться к оглавлению