Наши партнеры

water toys
Беспроцентные кредиты

ПОЛЬ ЭЛЮАР (PAUL ÉLUARD. 1895-1952)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— настоящее имя поэта Эжен Грендель — прошел полный исканий путь «от горизонта одиночки к горизонту всех людей», от анархического бунта против фальшивой цивилизации к поэзии, «целью которой является полезная правда». В 1914 г. Элюар был призван в армию и четыре года Первой мировой войны провел в окопах и прифронтовых госпиталях. Так и сложились его первые сборники «Долг и тревога» (1917) и «Стихи для мирного времени» (1918), где запечатлен горький опыт его сверстников — солдат с «чужим ружьем». После демобилизации Элюар сблизился в Париже с кружком артистической богемы, ненадолго примкнул к дадаистам. В 1924 г. вместе с А. Бретоном и Л.Арагоном он возглавил группу сюрреалистов. Неприятие ценностей буржуазного миропорядка выливалось у сюрреалистов в проповедь поэтики «автоматического письма», «освобожденного» от контроля разума. В книгах 1920—1930-х гг. («Град скорби», 1926; «Любовь поэзия», 1929), «Погружаясь в жизнь», «Роза для всех» (1934), «Щедрые глаза» (1936) Элюар отвергает убогую сытость «здравомыслящего и благонамеренного мещанства». Характерные для поэта мотивы братства людей, прославления созидательного труда привели Элюара в ряды демократической интеллигенции, пытавшейся остановить натиск фашистского варварства. Опубликовав в разгар гражданской войны в Испании стихотворения «Ноябрь 1936» и «Победа у Герники», клеймящие франкистских и гитлеровских «строителей руин», он окончательно отходит от сюрреализма; укрепление гуманистических настроений и постепенное преодоление усложненности стиха сказались в его сборниках «Течение событий», «Полнота песни», «Открытая книга I—II» (1939—1942). С первых дней фашистской оккупации Франции Элюар участвует в Сопротивлении: пишет и распространяет листовки, налаживает подпольную печать, занимается сбором информации и установлением конспиративных связей; в 1942 г. он вступил в Коммунистическую партию. Патриотическая лирика тех лет, собранная в книге «Лицом к лицу с немцами» (1942—1945), составила одну из самых героических страниц французской литературы, а поэма «Свобода» была на устах у миллионов соотечественников Элюара. В суровый час борьбы, когда листовки со стихами Элюара сбрасывались с самолетов над городами и деревнями его родины, он продолжал говорить о нежности и о радостной мечте и его задушевная речь была грозным оружием. После войны Элюар вступил в пору щедрого расцвета своего дарования. Никогда раньше его поэзия не была проникнута такой уверенностью в будущем, таким восхищением земными делами человечества, таким дерзким осознанием преодолимости преград, лежащих на пути людей к счастью. Пафос преобразующего мир творчества пронизывает всю лирику поэта последних лет жизни: от трепещущих злободневностью «Политических стихов» (1948) до раздумий над судьбами века, своего поколения и долгом художника («Суметь все сказать»); от поразительного «Урока морали» (1949), где рассказано о человеке, едва не сломленном утратой любимой женщины, до ликующего гимна восставшей из пепла любви в книге «Феникс» (1951); от сжатых афоризмов «Лика мира» (1951) до философской поэмы большого дыхания «Неумолчная поэзия» (1953). Стихи Элюара всегда отличались строгой чистотой, отсутствием цветистости. Слова обыденные, простые, включенные в тончайшую вязь ассоциаций, благодаря чуть угловатому ритму свободного стиха приобретали у него свежесть, зачастую утраченную в привычной речи. В поздних стихах Элюара искренняя непосредственность мировосприятия сливается со сложностью зрелой мысли, эти стихи лаконичны, но настолько содержательны, что некоторые строки поэта приближаются к афоризму, к народной мудрости. Поль Элюар, по словам его друга Луи Арагона, вырастает в поэта, «в устах которого песня становилась воздухом Франции».

Произведения

Стихи / Пер. М. Н. Ваксмахера; Ст. и коммент. С. И. Великовского. — М.: Наука, 1971. — 422 с. — (Лит. памятники); [Стихи]. — В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с.595—604; Стихотворения / Примеч. С. Зенкина. — М.: Худож. лит., 1985. — 223 с. Choix de poèmes. — Paris: Gallimard, 1951. — 440 p.; Choix de poèmes / Сост. К. В. Цуринов; Вступ. ст. И.Эренбурга. — М.: Éd. en langues étrang, 1958. — 163 p.

Литература

Великовский С. И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. — М.: Сов. писатель, 1987. — 399 с.; Великовский С. И. ...К горизонту всех людей: Путь Поля Элюара. — М.: Худож. лит., 1968. — 231 с.; Поль Элюар: Биобиблиогр. указ. / Сост. А. В. Паевская; Вступ. ст. С. И. Великовского. — М., 1963. — 117 с. Jean R. Paul Éluard par lui-même. — Paris: Éd. du Seuil, 1968. — 187 p.; Juillard J.-P. Le regard dans la poésie d'Éluard. — Paris: La Pensée universelle, 1972. — 148 p.

Вернуться к оглавлению