Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

АНДРЕ ЖИД (ANDRÉ GIDE. 1869-1951)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— один из создателей модернистского романа, лауреат Нобелевской премии (1947). Дебютировал в литературе сборником стихотворений «Тетради Андре Вальтера» (1891), изданным анонимно.

На протяжении шестидесяти лет жизни в литературе Жид несколько раз менял эстетические ориентации и опровергал самого себя, чем заслужил прозвище «изменчивого Протея», равно как и обвинения в безответственном релятивизме. Ранний роман «Болота» (1895) знаменует прощание писателя с символизмом: Жид с глубокой иронией воссоздает хорошо знакомую ему атмосферу литературных салонов, в которых задыхается главный герой, пытающийся написать роман «Болота» (этот же прием будет использован в романе «Фальшивомонетчики»). Подлинным началом своей литературной деятельности Жид считал поэму в прозе «Яства земные» (1897), где выражена восторженная любовь к природе и человеку, освободившемуся от рабских пут фальшивой морали. В психологическом романе «Имморалист» (1902) Жид подвергает критическому анализу ницшеанские идеи: его «сверхчеловек» обретает все радости жизни, но достигает своей цели за счет предательства. Это первое произведение Жида, снискавшее известность у читателей, а не только в узких литературных кругах. Большой резонанс имели книги «Путешествие в Конго» (1927) и «Возвращение с озера Чад» (1928), где описано удручающее положение колонизированных народов. Первая мировая война поколебала уверенность Жида в том, что художник должен находиться вне истории, а бурные события 1930-х гг. привели его в стан левой интеллигенции: он подписывает бесчисленные декларации и манифесты, участвует в работе парижского Конгресса писателей в защиту культуры (1935), публикует в 1932 г. статью «Страницы из дневника», где признается в пылкой любви к стране победившего социализма. Посетив объект своей «мечты» в 1936 г., Жид после мучительных сомнений и колебаний издает книгу «Возвращение из СССР», которая сразу же стала сенсацией и вызвала чрезвычайно резкую полемику. Отличаясь повышенной чувствительностью к любой лжи, писатель сумел разглядеть унизительную бедность народа, появление «новой разновидности сытой рабочей буржуазии» и «новой разновидности аристократии», соглашательство и конформизм, атмосферу всеобщей подозрительности и подавление всякого инакомыслия. После выхода этой книги Жид надолго становится «персоной нон фата» в СССР, хотя прежде был в числе самых издаваемых авторов. Пережив глубокое разочарование, писатель отходит от политики, сосредоточившись на эстетических проблемах. Общее направление его поисков — от стихии лирической к стихии драматической, от импрессионизма к экспрессионизму. Чрезвычайно характерно в этом смысле обращение к драме: Жид около двадцати лет работал над переводом «Гамлета» и создал драматическое переложение «Процесса» Кафки, рассматривая свою интерпретацию как вариант шекспировского мифа. Духовным завещанием писателя стали «Осенние листки» (1947) — своеобразное «евангелие» веры в достоинство человека, который может опираться лишь на собственные силы, ибо только в нем продолжает жить Бог.

Подземелья Ватикана (Les caves du Vatican. 1914)

— фантастический гротеск, которому автор дал подзаголовок «соти» (в русском переводе — «небылица»; на самом деле — название средневекового аллегорического фарса, девизом которого было «Глупость правит миром»). Все персонажи проверяются отношением к выдумке группы мошенников о том, что папа Лев XIII заточен в подземельях Ватикана коварными франкмасонами, замыслившими сорвать «католическое возрождение», а престол святого Петра занимает двойник-самозванец. Люди играют навязанные самим себе роли, подчиняясь диктату фальшивых убеждений: апостол «свободной» мысли мгновенно излечивается от неверия, а затем с такой же легкостью отрекается от вымученной набожности; высоконравственный писатель с восторгом принимает философию «бесцельного действия», которую развивает Лафкадио Влуики — молодой человек, считающий себя «аристократом духа», свободным от общепринятых моральных норм.

Фальшивомонетчики (Les faux-monnayeurs. 1926)

— главный и «единственный» роман Жида. Был задуман как продолжение «Подземелий Ватикана», но стал совершенно самостоятельным произведением. Его основная идея — подмена, обесценивание, инфляция — реализуется в сложном сцеплении человеческих связей. В повествование о писателях Эдуарде (который пишет роман под названием «Фальшивомонетчики») и Пассаване, имеющих свой круг интересов и привязанностей, вклиниваются авантюра с фальшивыми монетами, в которую ловкий и бесчестный Струвилу втягивает школьников; трагическая история мальчика Бориса, покончившего самоубийством в результате злого розыгрыша своих товарищей; рассказ о любовных интрижках неудачливого Винцента. В романе господствует принцип «двойного освещения», при котором никакой позитивный вывод невозможен: это отказ от панорамы за счет «живописи», где форма и цвет предмета зависят от колебаний светотени. Хронология сознательно нарушается в силу отсутствия последовательно фиксированного действия. Автор ощущает себя не демиургом и творцом, а свидетелем событий, не подлежащих какой бы то ни было моральной оценке.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. / Вступ. ст. И. И. Анисимова. — Л.: Худож. лит., 1935—1936; Избранные произведения / Сост. и Послесл. Л.Токарева. — М.: Панорама, 1993. — 512 с.; Подземелья Ватикана; Фальшивомонетчики; Возвращение из СССР / Сост. и вступ. ст. Л. Н. Токарева. — М.: Моск. рабочий, 1990. — 638 с.; Фальшивомонетчики; Тесные врата: Сборник / Сост., предисл. В. А. Никитина. — М.: Прогресс, 1991. — 714 с. Oeuvres complètes: En 15 t. / Éd. augm. de textes inédits établie par L. Martin-Chauffier. — Paris: NRF, 1933-1939; Journal, 1889-1939.- Paris: Gallimard, 1970.- 1738 p.; Journal, 1939-1949; Souvenirs.- Paris: Gallimard, 1972.- 1280 p.

Литература

Кирнозе З. И. Последний среди классиков, первый среди модернистов (об Андре Жиде и его романе «Фальшивомонетчики»). — В кн.: Кирнозе З.И. Французский роман XX века (Годы 20—30-е. Проблемы жанра), Горький, 1977, с. 110—126. Brée G. André Gide. L'insaisissable Protée. — Paris: Les Belles lettres, 1953. — 369 p.; Keypour N. D. André Gide: Écriture et réversibilité dans «Les faux-monnayeurs». — Paris: Didier, 1980. — 261 p.; Martin du Gard R. Notes sur André Gide, 1913-1951.- Paris: Gallimard, 1951.- 151 p.; Moutote D. Le Journal de Gide et les problèmes du moi (1889-1925).- Paris: PUF, 1968.- 679 p.; Thierry J. J. André Gide.- Paris: Hachette, 1986.- 210 p.

Вернуться к оглавлению