Наши партнеры

water roller ball
Беспроцентные кредиты

ПОСТАВ ФЛОБЕР (GUSTAVE FLAUBERT. 1821-1880)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

- большую часть жизни прожил уединенно в своем поместье Круассе близ Руана, лишь изредка покидая его. Только в 1849-1851 гг. он совершил путешествие на Восток. В Круассе Флобер вел оживленную переписку с друзьями, его письма представляют самостоятельный литературный интерес, так как содержат ценнейшие высказывания по вопросам литературы и писательского труда В основе всего творчества Флобера лежал конфликт с окружающей действительностью, проявившийся главным образом в духовной сфере. Флобер рано понял, что идеалы красоты и благородства находятся в непримиримом противоречии с пошлостью существования. Социальный пессимизм Флобера, его исторический фатализм были связаны с разочарованием в политике, которое стало особенно острым после подавления революции 1848 г. Творческое наследие Флобера невелико. Кроме романа «Госпожа Бовари», составившего эпоху в литературе, он написал исторический роман «Саламбо», роман на современном ему материале «Воспитание чувств», философское произведение «Искушение святого Антония» (1874), три небольшие повести, незаконченный роман «Бувар и Пекюше» (1881), несколько пьес. После смерти Флобера были опубликованы «Лексикон прописных истин», «Путевые заметки» и письма. Флобер был величайшим мастером стиля. Медленно, с необычайной тщательностью отделывал он свои произведения, доводя до тончайшего совершенства композицию, язык. Флобер высоко ценил русскую литературу, в частности Толстого и Тургенева, с последним был в дружеских отношениях.

Госпожа Бовари (Madame Bovary. 1857)

- самый известный роман Флобера, который он писал пять лет, воплотивший его эстетические принципы, отмеченный глубоким социально-философским содержанием. Драматическим узлом романа стал конфликт между мечтой и действительностью в жизни героини книги Эммы Бовари. Дочь крестьянина, Эмма получила воспитание в монастыре и вскоре вышла замуж за деревенского врача Флобер психологически точно и тонко описывает душевную трансформацию Эммы, ее провинциальные мечты об идеальных героях и волнующих страстях. Маленький городок Ионвиль в миниатюре представляет собой всю Францию с ее нерушимой социальной иерархией; здесь Эмму окружают пошлость, серость и равнодушие. Флобер достигает совершенства в сатирическом разоблачении местных нравов, особенно в образе аптекаря Омэ, любителя высокопарной «либеральной» фразы, «мудрость» прописных истин которого сводится к пустословию. Эмму с ее мещанскими представлениями о счастье, об идеальном любовнике возвышает над другими искреннее стремление вырваться за пределы тусклого, серого существования, не считаясь с обывательскими нормами и общепринятой житейской философией буржуа. Ее всепоглощающая страсть к Родольфу, для которого связь с Эммой была лишь одной из многих, кончается внезапным отъездом любовника. Последующее увлечение романтическим Леоном завершается разочарованием и приводит ее к гибели. Запутавшись в тайных долгах и не получив ни от кого помощи, Эмма принимает яд. Трагедия Эммы в том, что она мечтает и самоотверженно борется за свою мечту. Не задумываясь о будущем, она готова бежать с Родольфом; она готова толкнуть Леона на преступление, ибо сама способна на все во имя любви.

Саламбо (Salammbô. 1862)

— роман, в котором Флобер обратился к истории древнего Карфагена (III в. до н.э.). По его собственным словам, к исторической теме его толкнуло отвращение к современной жизни: «Я хотел запечатлеть видение древнего мира, применяя к античности метод современного романа». Флобер увлечен живописной стороной — перед читателем возникают картины сражений и пиршеств, пышные сады и мраморные дворцы Карфагена; Флобер необычайно щедр в описаниях экзотических одеяний, убранств, сокровищ. В центре романа — столкновение Карфагена и воинов-наемников. Эго одновременно столкновение цивилизации и варварства, конфликт между социальными верхами и низами. Разрушительное начало, которое несут в себе наемники, грозит уничтожением всему, что сотворено гением человека. Карфаген создал свою высокую цивилизацию, он сказочно красив и богат, но эта цивилизация основана на несправедливости, вероломстве и жестокости. Героиня романа, дочь карфагенского полководца Гамилькара, прекрасная Саламбо, с детства предана таинственной богине Танит. Необузданная страсть к Саламбо овладевает предводителем варваров ливийцем Мато. Проникнув в лагерь наемников, чтобы вернуть похищенное покрывало богини, Саламбо, нарушив религиозные обеты, становится возлюбленной Мато. Карфагеняне, захватив Мато, убивают его; вместе с ним умирает и Саламбо.

Воспитание чувств (L'éducation sentimentale. 1869)

— роман, где Флобер изображает своего героя Фредерика Моро на широком социальном фоне парижской жизни во время революции 1848 г. и первых лет после ее поражения. Флобер показывает, как атмосфера расчета, беспринципности, безнравственности отрезвляет романтического мечтателя, бесплодно пытающегося быть чистым и верным в любви, героическим в политической борьбе. Фредерик погружается в водоворот парижской жизни, сталкивается с циничными банкирами, равнодушными к политике, кроме тех случаев, когда она угрожает их кошельку, посещает политические клубы, ателье художников, редакции газет. Рисуя мелкобуржуазных революционеров, Флобер раскрывает неустойчивость, расплывчатость их взглядов, склонность к пышным фразам. Фредерик пассивно отдается этому водовороту жизни, в глубине души сохраняя нечто настоящее и нетронутое — возвышенную любовь к жене торговца художественными изделиями госпоже Арну. Эго романтическое, чистое чувство дорого Фредерику, пришедшему в результате «воспитания чувств» к глубокой внутренней опустошенности.

Простая душа (Un coeur simple. 1877)

— одна из новелл, объединенных вместе с «Легендой о святом Юлиане» и «Иродиадой» под названием «Три повести». Этот мастерски сделанный рассказ о судьбе ничем не примечательной служанки Фелиситэ проникнут чувством истинной человечности и внешней простотой, сочетающейся с глубиной психологического анализа. Простая крестьянка Фелиситэ способна на бесконечную доброту, чуткость и самоотверженность, в ней скрыты неистощимые запасы любви и трогательной привязанности к людям. Она бескорыстна и кристально честна. Фелиситэ до старости прожила в доме своих хозяев, самозабвенно отдав себя госпоже и ее детям. Она пережила смерть своей воспитанницы и кончину госпожи. После гибели единственного родного человека — племянника — Фелиситэ остается одна в пустом доме, сосредоточив всю привязанность на подаренном когда-то племянником Виктором попугае. В конце концов в жизни Фелиситэ остается лишь его чучело.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. / Под общ. ред. Н. М. Любимова; Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Правда, 1971; Собрание сочинений: В 3 т. / Вступ. ст. Я.Фрида. — М.: Худож. лит., 1983—1984; Госпожа Бовари; Воспитание чувств / Вступ. ст. Б.Реизова. — М.: Худож. лит., 1971. — 733 с. — (Б-ка всемирн. лит.); О литературе, искусстве, писательском труде: Письма, статьи: В 2 т. / Вступ. ст. Д. Затонского. — М.: Худож. лит., 1984. Oeuvres: En 2 t. — Paris: Gallimard, 1951—1952; L'éducation sentimentale / Предисл. Л. А. Зониной. — M.: Éd. en langues étrang., 1962. — 544 p.

Литература

Иващенко А. Постав Флобер. Из истории реализма во Франции. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 489 с.; Пузиков А. И. Идейные и художественные искания Флобера. — В кн.: Пузиков А. И. Пять портретов, М., 1972, с.68—124; Реизов Б. Творчество Флобера. — М.: Гослитиздат, 1955. — 622 с. Digeon С. Flaubert. — Paris: Hatier, 1970. — 271 p.; Thibaudet A. Gustave Flaubert. — Paris: Gallimard, 1935. — 285 p.; Troyat Н. Flaubert. — Paris: Flammarion, 1988. — 410 p.

Вернуться к оглавлению