Наши партнеры

bubble ball
Беспроцентные кредиты

ВИКТОР ГЮГО (VICTOR HUGO. 1802-1885)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— национальный поэт Франции, посвятивший свою жизнь художника и общественного деятеля борьбе за торжество принципов гуманизма и демократии. Будучи сыном генерала наполеоновской армии, Гюго в юности прошел через увлечение монархическими идеями, что отразилось в его ранних стихотворениях. Однако очень скоро он отошел от роялизма и стал во главе прогрессивно-романтического течения во французской литературе, представители которого боролись с эпигонами классицизма, сторонниками Реставрации. Его «Предисловие» к драме «Кромвель» (1827) — манифест романтической драматургии. Премьера драмы «Эрнани» (1830) стала ареной битвы с классицистами, завершившейся победой новой школы. Реформатор французского стиха, создатель романтической драмы, замечательный прозаик, Гюго писал о глубочайшем сочувствии к униженным и оскорбленным, о ненависти к тирании и социальной несправедливости. Романы Гюго, отмеченные богатством творческого воображения, построены обычно на острых контрастах, их сюжеты запутаны и сложны, развязки эффектны, чувства героев сильны и трагичны. В период буржуазной революции 1848 г. Гюго встал в ряды защитников республики. После ее поражения он был вынужден уехать в изгнание, где провел девятнадцать лет. На события франко-прусской войны и Парижской коммуны Гюго отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В дни кровавой расправы с коммунарами он протестовал против действий версальских палачей.

Собор Парижской богоматери (Notre-Dame de Paris. 1831)

— роман, в котором Гюго обращается к истории Франции XV в. На пестром фоне городских пейзажей, картин быта, уличной жизни средневекового Парижа Гюго рисует романтические образы своих героев — уличной танцовщицы цыганки Эсмеральды, звонаря Квазимодо и др. Гюго показывает, что отщепенцы общества — цыганка Эсмеральда, страшный урод Квазимодо — наделены подлинной духовной красотой, а в священнике Фролло и дворянине Фебе кроются жестокие бесчеловечные страсти и душевная пустота. Влюбленный в Эсмеральду священник из ревности наносит Фебу смертельный удар кинжалом. Эсмеральда, ложно обвиненная в убийстве, приговорена к казни. Квазимодо пытается спасти ее, пряча в соборе. Эсмеральда погибает на эшафоте; Квазимодо сбрасывает своего покровителя Клода Фролло с крыши собора и сам умирает, не пережив гибели любимой девушки.

Король забавляется (Le roi s'amuse. 1832)

— историческая драма в стихах, в которой Гюго выводит короля Франции Франциска I (XVI в.). Молодой король — ловкий обольститель, не лишенный привлекательности, человек с эгоистичной и черствой душой. Он использует неограниченную власть монарха, чтобы расправиться с теми, кто пытается его обуздать, обвиняя их в государственной измене. Горбатый шут Трибуле, униженный и озлобленный, ненавидит короля и его двор; принужденный пресмыкаться перед теми, кого презирает, он на правах шута все же высказывает им немало горьких истин. Король похищает дочь Трибуле Бланш. Убитый горем, Трибуле гневными словами обличает придворных и решает погубить короля рукою наемного убийцы. Узнав, что вместо короля убитой оказалась его дочь, Трибуле от отчаяния сходит с ума. Пьеса Гюго положена в основу либретто оперы Верди «Риголетто».

Рюи Блас (Ruy Blas. 1836)

— насыщенная романтическим пафосом пьеса, в которой Гюго показывает себя блестящим мастером драматической интриги. Он повествует о трагической судьбе человека из народа — лакея Рюи Бласа, занявшего на время, по капризу своего господина, пост испанского министра. Бескорыстно управляя страной, защищая интересы народа, Рюи Блас оказывается на голову выше своих предшественников. Королева и Рюи Блас любят друг друга, но эта неравная, обреченная с самого начала любовь губит героя.

Возмездие (Les châtiments. 1853)

— поэтический цикл — вершина политической лирики Гюго. Стихотворения, входящие в него, насыщены темпераментным протестом против клики Наполеона III, против реакционной Церкви, продажной прессы — против всех, кто поддержал государственный переворот 1851 г. и предал республику. В этих стихотворных сатирах и памфлетах, написанных в изгнании, поэт обрушивается не только на тех, кто поддержал трон «Маленького Наполеона» («Ночь», «Буржуа у себя дома» и др.), но и на общественную систему, создавшую пропасть между богатством верхов и нищетой народа («Веселая жизнь» и др.).

Отверженные (Les misérables. 1862)

— эпопея, охватывающая многообразный и широкий материал. Гюго со свойственным ему пафосом и лиризмом показывает язвы современного общества, социальную несправедливость, бедствия народа. Сюжет романа чрезвычайно увлекателен, а судьбы его многочисленных героев связаны между собой неожиданными и таинственными узами, роковыми совпадениями. Путь от зла к добру, моральное совершенствование как средство преобразования жизни — вот идея романа; однако благодаря остроте показанных в нем социальных противоречий роман приобретает более глубокое звучание. Главный герой — Жан Вальжан — провел много лет на каторге за кражу, которую он некогда совершил, чтобы спасти от голода семью сестры. Озлобленный и ожесточенный, Вальжан под влиянием благородного епископа Бьенвеню морально возрождается. Он ведет праведную жизнь, полную самоотречения, считая, что только добро, милосердие и нравственное самоусовершенствование преобразуют мир. Преследуемый жестоким законом, воплощенным в образе полицейского Жавера, беглый каторжник Вальжан принужден до конца жизни скрываться. Он посвящает себя маленькой Козетге, дочери проститутки Фантины, спасает ее от издевательств жестокого и преступного кабатчика Тенардье, в семье которого она жила. В романе властно звучит тема революции. Многие его страницы посвящены эпизодам республиканского восстания 1832 г., сценам баррикадных боев. Герои восстания Анжольрас и его друзья изображены Гюго с горячей симпатией и уважением. В романе выведен живой образ парижского гамена Гавроша, героически погибшего на республиканских баррикадах.

Труженики моря (Les travailleurs de la mer. 1866)

— книга, отражающая пребывание Гюго на Нормандских островах в годы изгнания. В ней рассказывается о жизни тружеников Гернсея и прежде всего о моряке Жильяте, наделенном лучшими чертами национального характера — скромностью, любовью к труду, героизмом. И Жильят, и старый моряк Летьери, владелец парохода «Дюранда», противопоставлены людям, зараженным жаждой обогащения и ненавидящим труд. Жильят проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Роман несколько перегружен дидактическими отступлениями, сведениями этнографического и географического характера, однако волнует читателя гуманистическим содержанием, напряженными эпизодами борьбы человека с природой, трагической судьбой благородного героя.

Человек, который смеется (L'homme qui rit. 1869)

— роман, в котором Гюго обращается к истории Англии эпохи царствования королевы Анны (XVII — XVIII вв.). В основе сюжета — невероятная романтическая история лорда Гуинплена, ставшего жертвой придворных интриг. Он попал в раннем детстве к торговцам детьми (компрачикосам), которые навсегда превратили его лицо в маску смеха. Герой проходит через множество испытаний, колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком Урсом и слепой красавицей Деей, выступает перед простонародьем на ярмарках. Когда Гуинплен возвращает себе титул и становится членом палаты лордов, он выступает с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Герой покидает этот чуждый ему мир, чтобы вернуться к прежней жизни. Смерть Деи, возлюбленной Гуинплена, приводит его в отчаяние. Измученный чувством полного и безнадежного одиночества, он бросается в море.

Девяносто третий год (Quatre-vingt treize. 1874)

— роман, написанный после падения Парижской коммуны, посвящен Великой французской революции XVIII в., борьбе Конвента во время якобинской диктатуры с вандейской контрреволюцией. Старый маркиз де Лантенак, убежденный и жестокий монархист, противостоит в этой борьбе своему племяннику, республиканцу Говену, и его бывшему учителю, комиссару Конвента Симурдену. Сурово осуждая контрреволюцию, рисуя революционных солдат как сознательных и героических республиканцев, стараясь передать высокий пафос революции, Гюго осуждает крайние формы насилия, в том числе якобинский террор. Он противопоставляет республику милосердия, о которой мечтает Говен, республике террора Симурдена. Простив маркизу Лантенаку политические преступления, Говен освобождает его, за что сам попадает на гильотину. Поступив согласно закону и своим убеждениям, Симурден, однако, кончает жизнь самоубийством, не выдержав гибели любимого ученика и друга.

Произведения

Собрание сочинений: В 15 т. / Вступ. ст. В.Николаева. — М., Гослитиздат, 1953—1956; Собрание сочинений: В 10 т. / Под ред. Н. М.Любимова. - М.: Правда, 1972; Девяносто третий год; Эрнани;

Стихотворения / Вступ. ст. Е.Евниной.- М.: Худож. лит., 1973.- 719 с.- (Б-ка всемирн. лит.); Драмы / Вступ. ст. М.Трескунова. — М.: Искусство, 1958. — 783 с. Oeuvres complètes: En 35 vol. - Paris: Martel, 1948-1955; Oeuvres poétiques: En 3 vol. - Paris: Gallimard, 1964—1974; Les misérables / Éd. établie et annotée par M. Allen. — Paris: Gallimard, 1956. — 1805 p.

Литература

Бонт Ф. Рыцарь мира: Очерк о Викторе Гюго / Пер. Н.Жарковой и Н.Немчиновой; Предисл. В Николаева.- М.: Изд-во иностр. лит., 1953. - 135 с.; Брахман С. «Отверженные» Виктора Гюго.- М.: Худож. лит., 1968.- 104 с.; Евнина Е.М. Виктор Гюго. — М.: Наука, 1976. — 213 с.; Минина Т. Н. Роман «Девяносто третий год»: Проблемы революции в творчестве Виктора Гюго. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 136 с.; Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / Пер. Н. Немчиновой, М.Трескунова. - М.: Худож. лит., 1971. - 447 с.; Трескунов М. Виктор Гюго: Очерк творчества. - М.: Гослитиздат, 1961. — 474 с. Audiat P. Ainsi vécut Victor Hugo. - Paris: Hachette, 1947. - 353 p.; Decaux A. Victor Hugo. - Paris: Perrin, 1985. —1036 p.; Juin Н. Victor Hugo: En 3 t. — Paris: Flammarion, 1980-1986; Piroué G. Victor Hugo romancier. — Paris: Denoël, 1964. —252 p.

Вернуться к оглавлению