Наши партнеры

inflatabe cartoon
Беспроцентные кредиты

ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА МОНТЕСКЬЕ (CHARLES-LOUIS DE SECONDAT MONTESQUIEU. 1689-1755)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— просветитель, автор политических и художественных произведений. Ведущее место среди них принадлежит книгам «О духе законов» (1748) и «Рассуждения о причинах величия и упадка римлян» (1734). «Рассуждения» направлены против теологической концепции истории у Боссюэ. Монтескье много сделал для научного осмысления исторического процесса, его книга представляет собой одну из ранних работ по философии истории. Придавая большое значение субъективным факторам и отдельной личности, он считает, что в основе исторической эволюции лежат естественные причины. Книга «О духе законов» оказала существенное влияние на формирование западноевропейского конституционализма и либерализма. Для нее характерен синтез демократического парламентаризма (основные положения книги Монтескье вошли в конституции некоторых европейских стран) с определенной идеализацией монархии. Считая монархическую власть организующей силой общества, философ все же высказывается в пользу превосходства древних республик над монархической формой правления. В 1775 г. Монтескье пишет поэмы в прозе «Книдский храм» и «Путешествие на Пафос», выдержанные в гедонистическом, эпикурейском духе, господствовавшем в то время в дворянских салонах. Эстетические взгляды писателя получили отражение в трактате «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства» (1753). В основном это произведение выдержано в духе классицизма, но во многом возвещает уже предромантические идеи. Монтескье высказывается не только за гармонию и классицистическую уравновешенность и симметрию, но также и за неожиданность эффектов и некоторую небрежность письма.

Персидские письма (Lettres persanes. 1721)

— эпистолярный роман, основное художественное произведение Монтескье. Содержание романа, одного из лучших образцов так называемого философского жанра, характерного для эпохи Просвещения, изложено в форме переписки друзей-персов Узбека и Рики, покинувших родину для того, чтобы изучить французскую жизнь и нравы. Положение героев позволяет со стороны посмотреть на многие черты французского светского общества. Персы как бы неспособны по своей «наивности» понять происходящее в европейских странах и без конца удивляются и возмущаются царящими во Франции нравами и пороками. Сила и оригинальность приема Монтескье в том, что он дает возможность не только взглянуть на Францию глазами персов, но и увидеть с позиции европейца и цивилизованного человека темные стороны восточного деспотизма и невежества, которые становятся как бы отражением аналогичных явлений европейской цивилизации.

Произведения

Избранные произведения / Общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина. — М.: Гослитиздат, 1955. — 799 с.; Персидские письма / Пер. под ред. Е. А. Гунста; Вступ. ст. С.Д.Артамонова. — М.: ГИХЛ, 1956. — 399с. Oeuvres complètes / Texte prés. et annoté par R. Caillois. — Paris: Gallimard, 1964. — 1675 p.; Lettres persanes / Chronologie et préf. par J. Roger. — Paris: Flammarion, 1966. — 253 p.

Литература

Баскин М. П. Монтескье. — М.: Мысль, 1975. — 164 с.; Сигал Н.А. «Персидские письма» Монтескье как памятник просветительской мысли. — Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та. Сер. филол. наук, 1956, вып. 28, с. 53-70. Dédéyan С. Montesquieu ou L'alibi persan. — Paris: SEDES, 1988. — 260 p.; Desgraves L. Montesquieu. — Paris: Mazarine, 1986. - 485 p.

Вернуться к оглавлению