Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ШАРЛЬ ПЕРРО (CHARLES PERRAULT. 1628-1703)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— знаменитый сказочник, родился в Париже в буржуазной семье, члены которой были одаренными, известными людьми: один из его братьев был видным архитектором, второй — доктором теологии. Шарль Перро становится сначала адвокатом, затем работает в налоговом ведомстве, везде выступая со смелыми новыми проектами. В литературе он отстаивает превосходство современных писателей над древними. Уже будучи членом Академии, он прочел на одном из ее заседаний свою поэму «Век Людовика Великого» (1687), в которой противопоставил преимущества современности господствовавшему тогда в литературе культу античности. Чувствительный удар классическим канонам нанес его четырехтомный теоретический труд «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук» (1688—1697), сыгравший значительную роль в развитии реалистических тенденций французской литературы. В сказках, которые Перро писал в течение ряда лет и выпустил отдельным сборником (1697), он на практике воплотил свои литературные теории.

Сказки матушки Гусыни (Contes de ma mère l'Oуе. 1697)

— сборник, включающий восемь сказок — «Красную Шапочку», «Кота в сапогах», «Мальчика-с-пальчик», «Золушку» и др. Их сюжеты, заимствованные из народного творчества, Перро обрабатывал, иногда следуя источникам и сохраняя их непосредственность и свежесть, иногда отдаляясь от них и привнося в сказки некоторый элемент салонно-аристократического изящества. Несмотря на то что французская литература и до Перро использовала фольклорные сюжеты и образы, писатель выступил в своем сборнике как новатор, самим повествовательным стилем нарушив традиции господствовавшего в это время классицизма. Сказки Перро носят морализующий характер, каждая из них (все они написаны прозой) кончается стихотворным нравоучением. Продолжая народные традиции, Перро достаточно смело отказывается от преклонения перед королями и принцами, иной раз рисуя их эгоистами и глупцами. Он заставляет царского сына пренебречь вековыми условностями и жениться на бедной девушке-замарашке («Золушка»), королевскую дочь — выйти замуж за сына мельника («Кот в сапогах») и т.д. Перро рисует героев, побеждающих сильных противников только благодаря собственной сообразительности и энергии. Так, ловкий и предприимчивый Мальчик-с-пальчик, сын бедного дровосека, оказывается умнее страшного людоеда и побеждает его; хитрый и изобретательный Кот помогает сыну мельника стать зятем короля.

Произведения

Сказки матушки Гусыни / Пер. А.Федорова и др. — Л.: Худож. лит., 1976. — 461 с. Contes de ma mère l'Oуе / Texte établi, annoté et précédé d'un avant-propos par A. Coeuroy. — Paris: Cluny, 1948.- 213 p.

Литература Soriano M. Les contes de Perrault: Culture savante et traditions populaires. — Paris: Gallimard, 1968. — 525 p.

Вернуться к оглавлению