Наши партнеры

inflatable products
Беспроцентные кредиты

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (PIERRE CORNEILLE. 1606-1684)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— представитель классицистической трагедии на первом этапе ее развития. Его творчество было проникнуто гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Ренессанса. Под его пером классическая трагедия приобрела характер политической, в ней он прославляет идеальную разумную государственность. Излюбленная тема его трагедий — столкновение личных интересов и чувств с государственным долгом, требующим от героев самопожертвования. Герои Корнеля — сильные, мужественные люди, преданные идее долга. Свой литературный путь Корнель начал с комедий. В первой его драме «Медея» (1635) комедийные мотивы соседствуют с элементами высокого трагедийного письма. Следующая пьеса, «Сил» (1636), имела невиданный успех, но вызвала ожесточенную полемику, кончившуюся тем, что Французская академия осудила пьесу как несоответствующую классическим канонам. Убедившись в недоброжелательстве Ришелье, Корнель уехал на родину в Руан, где написал две трагедии из римской жизни: «Гораций» (1640) и «Цинна, или Милосердие Августа» (1643). Пунктуальное соблюдение трех единств, строгий мужественный слог и александрийский стих делают их первыми в полном смысле слова классицистическими трагедиями. Эго трагедии большого политического звучания. В последней автор противопоставляет республиканский принцип монархическому. В 1643 г. Корнель, вернувшись к комедийному жанру, написал свою лучшую комедию «Лгун». Трагедия «Родогуна» (1644) открыла новый этап в творчестве Корнеля, его «вторую манеру», характеризующуюся увлечением внешним действием, усложнением фабулы, запутанными перипетиями и эффектными развязками. В 1647 г. Корнель был избран членом Французской академии. В 1650-е гг. он создал ряд трагедий, в которых отступал от канонов классицизма. После провала трагедии «Пертарит» (1651) Корнель шесть лет не писал для театра. В последних своих трагедиях он вернулся к древнеримской тематике; все его пьесы этого периода имели сценический успех, сопутствовавший им вплоть до появления первых пьес Расина. Корнель пережил свою славу и умер в бедности.

Сид (Le Cid. 1636)

— драма, имевшая огромный успех у современников, который объясняется волнующим звучанием изображенного Корнелем трагического конфликта между страстью и долгом, совершенством и блеском стихотворной формы пьесы. Рыцарь Родриго, мстя за оскорбление, нанесенное отцу, убивает в поединке отца любимой девушки Химены. Химена, ценя Родриго за то, что он выполнил долг чести, выполняет свой — отказывается от брака с Родриго и требует у короля его смерти. Отважный Родриго участвует в походе против мавров и возвращается спасителем родины, народным героем. По распоряжению короля Химена отдает руку Родриго, отказавшись от мести во имя высшего, государственного долга, ибо ее возлюбленный героически исполнил свой долг перед родиной.

Гораций (Horace. 1640)

— трагедия, пользовавшаяся огромной популярностью в период Великой французской революции. Молодой римлянин Гораций убивает в поединке Куриация, и это решает исход войны между Римом и соседним городом Альба-Лонгой. Руководимый сознанием патриотического долга, стремлением к победе Рима, Гораций отрекается от дружбы и родства, связывающих его с Куриацием. Гораций женат на сестре Куриация, а Камилла, сестра Горация,— невеста убитого. Потеряв жениха, Камилла в отчаянии шлет проклятие Риму и Горацию, за что Гораций убивает ее. Герой, завоевавший Риму победу, предстает перед судом за убийство сестры. Старик-отец, горюя о потерянной дочери, все же защищает сына, которым руководило чувство гражданского долга. Царь прощает Горация, считая, что его подвиг и патриотизм искупают совершенное убийство.

Произведения

Театр: В 2 т. / Сост., ст. и коммент. А.Д.Михайлова. — М.: Искусство, 1984; Театр французского классицизма. Пьер Корнель; Жан Расин / Вступ. ст. А.Адана. — М.: Худож. лит., 1970. — 604 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Théâtre complet de Corneille: En 3 vol. / Texte établi... avec les principales variantes, une introd., des notices, des notes et un glossaire par M. Rat. — Paris: Garnier, 1962—1966.

Литература

Сент-Бёв Ш. Пьер Корнель. — В кн.: Сент-Бёв Ш.Литературные портреты; Критические очерки, М., 1970, с. 47-66; Сигал Н. Пьер Корнель, 1606-1684.- Л.; М.: Искусство, 1957.- 123 с. Descotes M. Les grands rôles du théâtre de Corneille. — Paris: Presses univ. de France, 1962. — 292 p.; Dort B. Pierre Corneille, dramaturge. — Paris: Arche, 1972. — 171 p.; Prigent M. Les héros et l'État dans la tragédie de Pierre Corneille.- Paris: PUF, 1988.- VIII, 571 p.

Вернуться к оглавлению