Наши партнеры

Новый способ направления командной работы
Беспроцентные кредиты

РИЧАРД РАЙТ (RICHARD WRIGHT. 1908-1960)

ЛИТЕРАТУРА США

— автор романов «Сын Америки» (1940) и «Долгий сон» (1958), многочисленных рассказов и нескольких публицистических книг. Один из американских исследователей негритянской литературы США Роберт Браун писал через пять лет после смерти Райта о его самом нашумевшем романе «Сын Америки»: «Книга... оказала влияние на целое поколение прозаиков-негров... С момента своего появления... этот роман вдохновил немало подражателей, которые положили начало райтовской школе в послевоенной негритянской прозе». Незаурядность личности Ричарда Райта, самобытность его творческой манеры сказались с первых шагов писателя в литературе. Райт родился в семье бедного фермера в штате Миссисипи, на юге США. Получил неполное среднее образование. Сменил множество низкооплачиваемых профессий. Детство будущего писателя прошло в атмосфере нищеты, невежества и бесправия, характерной для жизни негритянского населения Юга. Отказывая себе во всем, голодая, преодолевая предрассудки и запреты родных, юноша скопил скромную сумму денег и в 18 лет бежал в Чикаго. Сняв комнатенку в Саутсайде, нищем квартале города, он работал мойщиком посуды, затем временно клерком на почте, а во время депрессии долгое время оставался без работы. Жизнь в большом промышленном центре Америки, в ту пору средоточии революционного движения, способствовала идейному становлению будущего писателя: в январе 1933 г. он вступил в чикагский клуб имени Джона Рида. Весной 1933 г. Райт участвовал в первой национальной конференции клубов имени Джона Рида в Чикаго, сблизился с членами коммунистического движения — деятелями американской культуры. Еще в Чикаго Райт пробует свои силы в разных литературных жанрах. Весной 1937 г. он переезжает в Нью-Йорк. В 1938 г. выходит книга его рассказов «Дети дяди Тома». Вторая половина 30-х и начало 40-х гг. — период наиболее плодотворный в творчестве писателя и время его наибольшей общественной активности. Именно в эти годы им написано немало стихов, новелл, эссе и, наконец, роман «Сын Америки» (1940), вызвавший сенсацию на книжном рынке США и шумные споры в различных кругах американского общества. Многие упрекали Райта в выборе героя. Сюжет романа несложен: двадцатилетний парень Биггер Томас, задира, врун и мелкий воришка, слоняется без дела по улицам и бильярдным Чикаго. Один из чикагских белых филантропов решает взять его к себе шофером. Случается так, что в первую же ночь ему приходится отвезти домой сильно опьяневшую дочь хозяина и проводить ее в комнату. Услышав шаги и испугавшись, что его застанут у нее в комнате, Биггер в страхе убивает ее и, заметая следы, прячет тело в подвале дома, в топке. Это непреднамеренное преступление влечет за собой ряд других. Тело девушки обнаруживают, и Биггер бежит от преследователей, прихватив с собой подружку-негритянку, которую затем «убирает с дороги», боясь предательства. Спустя сутки его вынуждают сдаться в руки полиции. Третья часть романа — ожидание суда и сам судебный процесс. Яркое обличение расизма звучит в речи защитника. Но его попытки призвать суд к милосердию тщетны — Биггера приговаривают к казни на электрическом стуле. В 1950 г. на экранах Европы и США демонстрировался фильм по роману «Сын Америки» (режиссер Пьер Шеналь) с Ричардом Райтом в главной роли. К этому времени писатель уже пять лет жил в изгнании, в Париже. Это были трудные, кризисные годы в жизни Райта. На время он сближается с кругами европейских экзистенциалистов. Следы влияния этой философии особенно сказались в романе «Аутсайдер» (1953), не имевшем, впрочем, успеха ни в Европе, ни в Америке. Живя в Париже, Райт совершил ряд поездок по странам третьего мира и Западной Европы. В итоге каждой поездки рождалась очерковая или публицистическая книга. К лучшим из них можно отнести очерки о двух поездках по дорогам Испании «Языческая Испания» (1957) и «Слушай, белый!» (1957). Последней прижизненно изданной книгой Райта был яркий роман «Долгий сон» (1958), в художественном отношении еще более зрелый и многогранный. В отличие от первого романа, где по существу разрабатывалась привычная схема — запуганный невежественный негр в страхе перед расправой бежит от преследований, — в романе «Долгий сон» замысел носит остросоциальный характер. Герой романа Реке Таккер, по прозвищу Рыбий Пуп, — сын разбогатевшего владельца похоронного бюро для чернокожих, преуспевающего на низких махинациях заодно с белыми заправилами небольшого городка. Положенный в основу романа конфликт отражает обострение классового антагонизма внутри черно-белого общества Америки. Несостоятельность для американского негра пути личного обогащения и преступного сговора с белыми богачами показана убедительно. Мастерски построенный сюжет, большая выразительность характеристик, социальная заостренность конфликта — все это свидетельствует о творческой зрелости писателя. Внезапная смерть Райта оборвала работу над вторым томом романа.

Произведения

Дети дяди Тома / Предисл. А. Шнейдера. — М.: Гослитиздат, 1939.— 221 с.; Рассказы / Пер. Д.Жукова.— М.: Правда, 1962.— 62 с.; Сын Америки. Повести и рассказы / Сост. и предисл. А.Зверева.— М.: Прогресс, 19S1.— 752 с.— (Б-ка лит. США); Черный; Долгий сон; Рассказы / Сост. и предисл. Е.С.Романовой.— М.: Прогресс, 1978.— 521 с.— (Мастера соврем, прозы). Black boy: A world of childhood and youth.— New York; London: Harper, 1945.— 228 p.; The long dream: A novel. — Garden City, New York: Doubleday, 1958. — 384 p.; Native son. — New York; London: Harper, 1940. — XI, 359 p.; Uncle Tom's children: Four novellas. — New York; London: Harper, 1938. — 317 p.

Литература

Башмакова Л. П. Роман Ричарда Райта «Сын Америки»: К проблеме героя в «негритянском романе» США.- Науч. тр. Кубан. ун-та, 1972, № 155, с. 110-132; Каули М. Ричард Таит - дело Биггера Томаса.— В кн.: Каули М. Дом со многими окнами, М., 1973, с. 190—193. Felgar R. Richard Wright.- Boston: Twayne, 1980.- 189 p.; Walker М. Richard Wright, daemonic genius.— New York: Warner books, 1988.- XIX, 428 p.; Webb С. Richard Wright: A biography.- New York: Putnam, 1968. - 443 p.

Вернуться к оглавлению