Наши партнеры

water roller ball
Беспроцентные кредиты

ДЖЕК ЛОНДОН (JACK LONDON. 1876-1916)

ЛИТЕРАТУРА США

— писатель, который прошел противоречивый и сложный творческий путь. Критикуя капиталистическое общество, участвуя в социалистическом движении, он в то же время не мог избежать влияния идеологии индивидуализма. Это проявлялось, например, в том, что он, прославлявший лучшие человеческие качества — смелость, внутреннюю силу и энергию, любовь и верность Дружбе,— порой оправдывал власть сильного, господство «высшей расы» над «низшей». Но в лучших произведениях он увлекает и волнует читателя романтикой мужества и приключений, поисками путей борьбы против порабощения личности. Детство Лондона, сына обедневшего фермера, прошло в нужде. Он рано должен был искать заработок. Некоторое время бродяжничал, плавал матросом по Тихому океану на промысловой шхуне, участвовал в знаменитом походе безработных на Вашингтон (1894), переменил множество профессий и, наконец, зараженный романтикой «золотой лихорадки», отправился на Аляску. Золотоискательство стало темой его первых рассказов, довольно скоро принесших ему широкую известность. Романтика борьбы с природой, энергия человека в борьбе с препятствиями — все это вносит в произведения Лондона элементы, характерные для приключенческого жанра. Сборник очерков «Люди бездны» (1903), рисующий картины жизни бедняков в трущобах Лондона, стал этапом в творческом пути писателя, обратившегося к изображению проблем современной жизни. В 1906 г. он совершает лекционное турне по городам США, выступает с докладами о социализме и революции. Роман «Железная пята» (1907) тематически перекликается с его социалистической публицистикой (статьи «Революция», «Как я стал социалистом») и рядом рассказов: «Мечта Дебса» (1909) и др. Вершиной творчества писателя является роман «Мартин Иден» (1909). Последние годы жизни писателя, уединившегося на своей ферме близ Сан-Франциско, окрашены в грустные тона. Он мучительно ощущает свой творческий и идейный кризис. Он был уже тяжело болен, и написанные в это время романы «Приключение», «Маленькая хозяйка большого дома» уступают по художественному воплощению лучшим произведениям Лондона.

Рассказы и повести

— рисуют сильного, волевого героя, борющегося с суровой природой. Сборники новелл «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902) посвящены жизни и приключениям американских золотоискателей Севера, во многом наивных и грубоватых, но смелых и предприимчивых. В сборниках так называемых морских рассказов — «Когда боги смеются» (1911), «Сказки южных морей» (1911), «Дом гордости» (1912) и др.— борьба с природой переносится из северных лесов и заснеженных пустынь на океанские просторы, острова, в экзотические моря и земли. И в золотоискательских, и в морских рассказах Лондон сталкивает своих героев с индейцами, туземцами, коренными жителями изображаемых им уголков планеты. Романтизируя образы этих героев и в то же время показывая жестокость «покорителей морей», Лондон порой трактует эпизоды колониальной экспансии как в известном смысле продиктованные задачами цивилизаторской миссии «белого человека». Большой свежестью и своеобразием отличается цикл повестей Лондона о животных («Белый Клык», «Зов предков», «Джерри-островитянин» и др.).

Белый Клык (White Fang. 1906)

— наиболее значительная повесть из произведений Лондона о животных. Она посвящена полуволку-полусобаке по прозвищу Белый Клык, который прошел через множество опасных приключений, пока наконец не нашел покоя и радости в подчинении доброму хозяину. Лондон убедительно раскрывает «психологию» животного и как бы смотрит на окружающее глазами Белого Клыка.

Мартин Иден (Martin Eden. 1909)

— роман, в котором воспроизведена близкая самому писателю трагедия художника, добившегося успеха и признания, но не получившего от этого творческого удовлетворения. Мартин Иден — человек из народа, матрос, рабочий — считает, что настоящую культуру он может найти только в привилегированном обществе, и стремится туда попасть. Много работая, голодая, преодолевая различные препятствия, он становится знаменитым писателем. Трагедия индивидуалиста Мартина состоит в том, что, поняв всю пошлость и пустоту своих почитателей и покровителей, он чувствует оторванность от народа. Внутренне опустошенный, одинокий, понявший иллюзорность «победы», он переживает и разочарование в любви. Стремясь спастись от душевного кризиса, Мартин решает бежать от цивилизованного общества на острова Тихого океана. Но еще в пути он осознает, что надежды на счастье и душевную гармонию напрасны, и кончает жизнь самоубийством, бросившись в океан.

Произведения

Сочинения: В 8 т. / Под ред. Е.Д.Калашниковой.— М.: Гослитиздат, 1954—1956; Собрание сочинений: В 14 т. / Общ. ред. и вступ. ст. Р.М.Самарина.— М.: Правда, 1960—1961; Собрание сочинений: В 13 т. / Сост. и общ. ред. Г.П.Злобина, С. С. Иванько. — М.: Правда, 1976; Мартин Иден; Рассказы / Сост. и вступ. ст. Р. Самарина. — М.: Худож. лит., 1972. — 544 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Рассказы и повести: В 2 т.— М.: Гослитиздат, I960. Martin Eden / Предисл. П.Федунова.— М.: For. lang. publ. house. 1954.— 433 p.; Short stories / Коммент. М.В.Лагунова.— М.: For. lang. publ. house, 1963.— 330 p.; White Fang.— New York: Macmillan, 1935.- 329 p.

Литература

Богословский В. Джек Лондон.— М.: Просвещение, 1964.— 239 с.; Орлова Р. Д. «Мартин Иден» Джека Лондона.— М.: Худож. лит., 1967.— 119 с.; Парчевская Б.М. Джек Лондон: Биобиблиогр. указ.— М.: Книга, 1969.— 148 с.; Стоун И. Моряк в седле: Художественная биография Джека Лондона / Пер. М. И. Кан; Предисл., послесл. В. Быкова. — М.: Книга, 1987. — 333 с.; Фонер Ф. С. Джек Лондон — американский бунтарь: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1966. — 237 с. O'Connor R. Jack London: A biography. — Boston; Toronto: Little, Brown, 1964. — 430 p.; Stasz С. American dreamers: Channian and Jack London.— New York: St. Martin's press, 1988.— XIII, 362 p.

Вернуться к оглавлению