Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

АДАМ ГОТЛОБ ЭЛЕНШЛЕГЕР (ADAM GOTTLOB OEHLENSCHLÅGER. 1779 - 1850)

ЛИТЕРАТУРА ДАНИИ

— поэт, драматург, прозаик, возглавил романтическое движение в Дании, вместе с Л.Хольбергом создал датский национальный театр, приобретший европейскую известность. Выходец из небогатой семьи церковного органиста, учился в Копенгагенском университете. С ранних лет увлекся литературным творчеством и театром. Предметом его пристального внимания были отечественная история и национальные традиции, древняя скандинавская мифология, которую он буквально открыл для современников. Обращение к древнему скандинавскому наследию было реакцией внутреннего неприятия действительности, послужившее почвой, на которой вырос национально окрашенный датский романтизм, формировавшийся под влиянием, с одной стороны, эстетики «йенских романтиков» и немецкой идеалистической философии, а с другой — И. В. Гете, Ф. Шиллера и У. Шекспира. В 1806 г. вышел сборник Эленшлегера «Поэтические произведения», в который вошли стихотворения «Золотые рога» (1802) — своеобразный манифест датского романтизма, и драматическое произведение

— комедия «Представление в ночь на Ивана Купала» (1803) — сатира на копенгагенское общество. Цельность, простота, естественность, возвышенность чувств, присущие великому прошлому, противопоставляются здесь приземленной, бездуховной повседневности. Дальнейшее развитие эти тенденции находят в прозаическом произведении по мотивам древнескандинавской легенды «Сага о Вёлюндуре» (1805) и в драме «Аладдин» (1805) — одной из пьес, составивших ему славу драматурга. Сюжет известной сказки изменен, и ее содержание принципиально переосмыслено. Герой, олицетворяющий идеалы чистоты, человечности и бескорыстия, пройдя все испытания в схватке с коварным чародеем Нуреддином, приходит к пониманию, что счастье не только предопределяется свыше, но также добивается активной борьбой. Годы 1805—1809, когда Эленшлегер покинул Данию и предпринял путешествие по Европе, стали для него временем напряженной духовной работы, началом нового этапа творчества. Он обратился к жанру исторической трагедии, и тема героического прошлого стала теперь основной и в его драматургии. Первой посвященной национально-исторической теме была трагедия «Ярл Хакон» (1807). В центре — мощная фигура ярла, отважного воина, снискавшего себе подвигами заслуженную славу. Но ему не суждено добиться осуществления своей сокровенной мечты — стать королем Норвегии. Необузданная жестокость, безграничное властолюбие и сластолюбие, коварство и презрение к людям приводят к тому, что народ — свободные, гордые норвежцы — восстает против него. Теме столкновения старого и нового посвящена и трагедия «Пальнатоке» (1807), но решается она принципиально иначе. Если гибель Хакона, олицетворявшего исторически отмирающее язычество, неизбежна перед утверждающимися гуманистическими идеалами христианства, то здесь олицетворением зла, несущего народу беды и несчастья, выступает католическая церковь, и у древних языческих богов люди ищут защиты. Но особенно важными представляются слова главного героя, что каждый должен уметь постоять за себя: «Ведь боги с неба не приходят сами, / А действуют через людей...» В 1808 г. Эленшлегер создает пьесу «Аксель и Вальборг» по мотивам старой романтической баллады, лучшую, по общему мнению, из его многочисленных любовных трагедий, рассказывающую о высоком чувстве, выдержавшем все испытания, так что даже смерть оказалась бессильна разлучить героев. Трагедия «Корреджо» (1809) посвящена судьбе великого итальянского художника, гибнущего в своекорыстном мире духовного мещанства. В последующие годы, вплоть до своей смерти, Эленшлегер, уже обретший широкое признание, продолжал интенсивно работать. Но лучше того, что уже было написано, ему создать не удалось.

Произведения

Пьесы /Вступ. ст. А. Погодина. — М.: Искусство, 1968. — 384 с. — (Б-ка драматурга); Избранное /Сост. Н. Белякова, Л. Брауде, А. Парин; Предисл. Л. Брауде. — М.: Худож. лит., 1984. — 464 с. Poetiske skrifter: In 5 bd. — København: Jørgensen, 1926—1930.

Литература Andersen V. Adam Oehlenschlager. — København: Gyldendal, 1964. — 166 s.

Вернуться к оглавлению