Наши партнеры

water city slide
Беспроцентные кредиты

МАРИЯ ДОМБРОВСКАЯ (MARIA DĄBROWSKA. 1889-1965)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

- автор романов, новелл, драматических произведений, публицист, переводчик. Творчество Домбровской - яркая страница в истории польского реализма XX в. Писательница родилась в Руссове под Калишем в разорившейся шляхетской семье. Окончив школу в Варшаве, она училась за границей, занималась естественными науками, социологией и экономикой. В Бельгии сблизилась с демократическими кругами польской эмиграции. Первые рассказы М. Домбровской были опубликованы еще в пору ее школьного ученичества, а в 1920-е гг. стали появляться книги — «Ветка черешни», «Улыбка детства» и др. В 1925 г. была издана книга «Люди оттуда», которая вызвала интерес критики и читателей и стала свидетельством творческой зрелости писательницы. Подлинным триумфом Домбровской является цикл романов под общим названием «Ночи и дни» (1932-1934). С середины 50-х гг. один за другим появлялись ее рассказы, нашедшие широкий отклик у читателей: «Третья осень», «На деревне свадьба» и др., вошедшие впоследствии в сборник «Утренняя звезда» (1955). Охотно обращалась она к эссеистике — «Мысли о делах и людях» (1955), «Очерки с дороги» (1956); в 1959 г. издала работу о Дж.Конраде, много переводила, в частности А.Чехова. В последние годы жизни писательницы печатались главы из ее романа «Приключения мыслящего человека». М. Домбровская - лауреат Государственной и многих литературных премий, в 1957 г. она была избрана почетным доктором Варшавского университета.

Люди оттуда (Ludzie stamtąd. 1925)

— сборник рассказов, которые некоторые критики сравнивали с «Записками охотника» И.С.Тургенева. В нем Домбровская многосторонне и ярко изобразила жизнь польского деревенского пролетариата, с которой была хорошо знакома. Герои Домбровской много и тяжело работают, голодают, болеют, спиваются. И тем не менее у читателя не появляется впечатления безысходности, поскольку герои этих рассказов, несмотря ни на что, способны к добрым поступкам, к проявлениям человеческого достоинства. Писательница показывает, как глубоко у этих людей стремление к взаимной поддержке: «Как бы тебя ни скрутило, всегда еще можешь другому помочь - ради этого одного стоит жить». Позже Домбровская напишет об основной цели этих рассказов: «Показать силу и глубину переживаний человека, самого забитого, беззащитного и беспомощного. И тем самым раскрыть его достоинство и для будущих времен».

Ночи и дни (Noce i dnie. 1932-1934)

- тетралогия в которую входят романы «Богумил и Барбара», «В вечной тревоге», «Любовь», «Ветер в лицо». Домбровская работала над ней с 1926 по 1934 г. По своему характеру этот цикл примыкает к тем произведениям европейской литературы, в которых представлена жизнь ряда поколений одной семьи («Сага о Форсайтах», «Будденброки», «Семья Тибо» и т.д.). Герои «Ночей и дней» - члены семьи Нехцицев. В описании истории этой семьи, взаимоотношений старшего и молодого поколений Домбровская добивается большой психологической достоверности. Это в первую очередь справедливо в отношении центральных персонажей — Богумила и Барбары, которых связывает не только любовь, но и верность патриотической идее и которые стали фигурами по-своему символическими, обобщившими черты глубоко национальные, типичные для многих поколений польской интеллигенции. Большим художественным достижением следует признать и образ их дочери Агнешки, воспринявшей от матери ее неуспокоенность и нежелание мириться с отрицательными явлениями окружающей действительности, а от отца — основательность, любовь к труду, верность долгу. Однако семейно-психологическими проблемами не исчерпывается содержание «Ночей и дней»: сквозь призму судеб Нехцицев, так же как и других персонажей тетралогии, М. Домбровская показывает жизнь Польши от восстания до начала Первой мировой войны. Эпопея Домбровской оптимистична. Писательница верит в огромную нравственную силу, которую дает человеку труд, в конечную победу добра. В критике справедливо отмечался эпический характер тетралогии: богатство конкретных деталей окружающей жизни, органическая связь личных и исторических судеб, особая, неторопливая манера повествования, детальный анализ характеров и поступков действующих лиц.

На деревне свадьба (Na wsi wesele. 1955)

— повесть, вошедшая в сборник «Утренняя звезда». С большим мастерством показала здесь писательница переплетение старых обычаев с новыми, вторжение городской цивилизации в мир патриархальных деревенских отношений. Сюжет повести — деревенская свадьба. Разговоры людей, собравшихся за свадебным столом из разных уголков страны, касаются самых разнообразных проблем современности: города и деревни, религии и политики, кооперации и т.д. Поэтизируя «живую жизнь», повседневный человеческий труд, писательница в то же время не обходит молчанием и сложности, которые неблагоприятно сказываются на судьбах некоторых персонажей. Однако утренняя звезда, горящая над хатой Яснотов, не случайно осмысливается в повести как символ надежды на счастливое будущее.

Произведения

Избранное / Сост. и предисл. Я.Станюкович. — М.: Прогресс, 1974. — 526 с. — (Б-ка пол. лит.); Люди оттуда / Пер. М. Е. Абкиной. — М.; Л.: Госиздат, 1928. — 190 с; Ночи и дни: Роман: В 2 т. / Пер. Е.Усиевич; Вступ. ст. Я.Станюкович. — М.: Худож. лит., 1964; Утренняя звезда: Рассказы / Сост. и предисл. С.Соколова. М.: Худож. лит., 1983. — 396 с. Pisma wybrane: 3 t. — Warszawa: Czytelnik, 1956; Ludzie stamtąd / Posł. R. Matuszewskiego. — Wyd. 12. — Warszawa: Czytelnik, 1976. — 195 s.; Na wsi wesele. — Warszawa: Czytelnik, 1975. — 78 s.; Noce i dnie: 5 t. - Warszawa: Czytelnik, 1977.

Литература

Станюкович Я. В. Реализм Марии Домбровской. — М.: Наука, 1974. — 294 с. Drewnowski T. Rzecz mssowska: O pisarstwie Marii Dąbrowskiej. — Kraków: Wyd-wo lit., 1981. — 459 s.; Korzeniewska E.Maria Dąbrowska. — Warszawa: Iskry, 1976. — 83 s.

Вернуться к оглавлению