Наши партнеры

вулкан зеркало сайта
water park
Беспроцентные кредиты

СИМОН ВЕСТДЕЙК (SIMON VESTDIJK. 1898-1971)

ЛИТЕРАТУРА НИДЕРЛАНДОВ

— при жизни считался «живым классиком». Его перу принадлежат романы, новеллы, лирическая и философская поэзия. Многочисленные таланты писателя проявились еще в детстве — он играл на музыкальных инструментах и рисовал, но по окончании гимназии поступил на медицинский факультет, где его больше всего интересовала психиатрия. Прослужив краткое время судовым врачом, Вестдейк начал писать стихи и за короткое время выпустил 6 поэтических сборников. Потом он обратился к прозе и создал роман «Ребенок и четыре женщины» (1933), опубликованный только в 1972 г. Именно из этого романа родилась знаменитая серия его книг об Антоне Вахтере, по имени которого получила название вся эпопея (два первых тома вышли в 1939 и 1940 гг.). Отдельные тома этой серии продолжают и развивают свойственную германским литературам традицию «романа воспитания», предлагая еще одну историю становления молодого человека в начале XX в. Чуть позднее Вестдейк написал книгу «Сошествие в ад господина Фиссера» (1936), рассказывающую о задавленной бытом мещанской среде, в которой так легко прорастает идея сильной власти, подавления и унижения окружающих. Сатирические элементы этой книги еще громче прозвучали и в другом антифашистском романе «Эльза Бёлер, немецкая служанка» (1935). Действие этой книги разворачивается непосредственно в Германии, которую автор хорошо знал. Переводчик Р.Л.Стивенсона на голландский язык, Вестдейк усвоил у этого автора приемы построения напряженного сюжета и создал весьма удачные историко-биографические романы, в частности об Эль Греко и Испании XVI в. «Пятая печать» (1937), о Риме I в. «Последние дни жизни Пилата» (1938), о Ямайке времен работорговли XVIII в. «Остров рома» (1940). Наряду с этими произведениями писатель выпустил еще 20 сборников новелл, эссе и стихов. В послевоенные годы появились его романы о войне «Пастораль сорок третьего года» (1949), «Праздник освобождения» (1949), а также пять новых книг эпопеи об Антоне Вахтере (1948—1960), роман «Кельнер и живущие» (1949), философская притча о смысле жизни и ответственности человека, и, наконец, трилогия о судьбе талантливого музыканта «Симфония Виктора Слингеланда» (1954—1958). Последнее произведение сравнивают с «Доктором Фаустусом» Томаса Манна. В книгах о Голландии — а почти во всех романах Вестдейка она занимает большое место — на первый план выдвигается тема провинции, точнее, мещанства в тихой заводи, нивелирующего всех, кто попадает в эту среду. Именно среда часто губит тех, кто чист помыслами, талантлив и непосредствен, способен на любовь и поступок. Маленький провинциальный городок часто становится у Вестдейка символом пошлости и мракобесия. Гнев публициста сменяется у него иронией и философскими умозаключениями о несовершенстве мира и человека, натуралистические сцены из жизни обывателей — описаниями природы, легенды — сугубой реальностью.

Пастораль сорок третьего года (Pastorale 1943. 1949)

— антивоенный и антифашистский роман, повествующий о том, как коллективное сознание участников Сопротивления вступает порою в противоречие с индивидуальным сознанием и как извилист путь интеллигента во время войны. Положительные герои Вестдейка в духе фламандской традиции написаны как естественно-совершенные. Их восприятие мира просто и непосредственно, и, хотя в суждениях им часто приходится ошибаться, близость к «натуре» расставляет все на свои места. Специфика антифашистского сопротивления в Голландии заключалась для них в попытках разоблачения спекуляций о расовой близости голландцев и немцев. Многие семьи оказывались расколотыми пополам и разорванными по поколениям из-за конъюнктурщиков-авантюристов, вступавших в национал-социалистское движение. По доносам обывателей, не ведающих, что творят, устраивались облавы в городах и деревнях, где в семьях участников Сопротивления искали или просто скрывающихся евреев, или евреев — участников антифашистских групп. Атмосфера наступившего зла разлагала людей, и лишь самые целеустремленные или самые естественные сохраняли прозорливость и умение ориентироваться в аду. Вестдейк в весьма своеобразной стилистически национальной манере письма запечатлел переходы различных человеческих сознаний от надежды к отчаянию, от отчаяния снова к надежде. Быть принципиальным, преданным высокой идее, с его точки зрения, нужно, но сделать это, оставаясь истинным гуманистом, совсем не так легко, как кажется.

Произведения

Пастораль сорок третьего года; Рассказы / Сост. В. Ошис; Предисл. Ю. Сидорина. — М.: Прогресс, 1973.- 430 с. Anton Wachter romans: In 4 vol. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh & Van Ditmar, 1950; De beker van de min. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh & Van Ditmar, 1974. — 286 blz.; Kind tussen vier vrouwen. — Amsterdam: De Bezige bij., 1972. — 557 blz.; De laatste kans. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh & Van Ditmar, 1960.- 306 blz.; Pastorale 1943.- Amsterdam: ABC-bocken, 1967.- 280 blz.; De rimpels van Esther Ornstein. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh & Van Ditmar, 1959. — 319 blz.; De vrije vogel en zijn kooien. — 's-Gravenhage-Rotterdam: Nijgh & Van Ditmar, 1972. — 312 blz.

Литература Cornets de Groot R. A. De chaos en de volheid. — Den Haag: Bakker-Damen, 1966. — 192 blz.; Visser Н. Simon Vestdijk: Een schrijvers-leven. — Utrecht: Kwadraat, 1987. — XIII, 719 blz.

Вернуться к оглавлению