Наши партнеры

water toys
Беспроцентные кредиты

МИГЕЛЬ АНХЕЛЬ АСТУРИАС (MIGUEL ÁNGEL ASTURIAS. 1899-1974)

ЛИТЕРАТУРА ГВАТЕМАЛЫ

— лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1966) и Нобелевской премии (1967), принадлежит к писателям, благодаря которым литература Латинской Америки привлекла к себе внимание миллионов. Детство и юность писателя совпали с периодом диктатуры Эстрады Кабреры. Вскоре после окончания университета Астуриас эмигрировал в Европу; живя вдали от родины (1923—1933), он изучал древнюю культуру индейцев майя, перевел на испанский язык эпос майя-киче «Пополь-Вух», создал книгу на основе индейского фольклора — «Легенды Гватемалы» (1930). В эти годы формировался творческий метод писателя, своеобразие которого обусловлено духовной связью с коренным населением Гватемалы. Уже своим первым романом «Сеньор Президент» (1933, опубл. 1946) Астуриас заявил о себе как сформировавшийся и глубоко самобытный писатель. В его творчестве находит отражение мировосприятие индейцев; реальная и сказочная, воображаемая действительность причудливо перемешаны. Показывая трагическую судьбу коренных жителей страны, писатель обращается к древним традициям народного творчества. Мифологическое сознание становится объектом художественного исследования, неотъемлемой частью поэтики Астуриаса. Вместе с тем его произведения касаются важнейших проблем национальной жизни. В романе «Сеньор Президент» раскрыта сущность диктаторского режима, мастерски передана атмосфера страха перед тираном. Написанный в 1949 г. роман «Маисовые люди» раскрывает социальную драму гватемальских крестьян. В творчестве писателя 50-х гг. особое развитие получает антиимпериалистическая тема. В этот период Астуриас создает свою знаменитую трилогию о судьбе гватемальского народа в XX в., включающую романы «Ураган» (1950), «Зеленый Папа» (1954), «Глаза погребенных» (1960).

Маисовые люди (Hombres de maíz. 1949)

– роман, сюжет которого основан на древней индейской легенде. Согласно этой легенде боги трижды принимались за сотворение людей. Две попытки окончились неудачей. Лишь на третий раз люди, созданные из маиса, оказались жизнеспособными. Поэтому маис считался священным растением, и с теми, кто выращивал его на продажу, индейцы вступали в отчаянную борьбу. Основой конфликта, изображенного в романе, послужил реальный случай. Астуриас рассказывает о борьбе индейцев с поселенцами — представителями буржуазного уклада. В войне с пришельцами погибает вождь индейцев Гаспар Илом; индейцы уступают требованиям нового порядка, принимают иной уклад жизни. Дальнейшие события книги развиваются по законам мифологического мышления. В романе отражены представления индейцев о жизни и смерти, их верования, обряды. За отказ от борьбы с пришельцами их ждет кара бога — именно так воспринимают крестьяне обрушивающиеся на них несчастья: пересыхают колодцы и реки, свирепствует голод, умирают дети. Значение «Маисовых людей» для латиноамериканской литературы огромно: в романе впервые была создана художественная модель мифологического сознания, сделана попытка осмыслить трагедию народа в понятиях, максимально приближенных к мировосприятию индейцев. Этот роман Астуриаса оказал влияние на целое поколение латиноамериканских писателей.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Предисл. Л.Осповата.- М.. Худож. лит., 1988; Зеркало Лиды Саль: Рассказы и легенды / Сост. М. Былинкиной; Предисл. Ю.Дашкевича. — М.: Известия, 1985. — 128 с.; Легенды Гватемалы / Пер. Н.Трауберг; Предисл. и коммент. Р. Кинжалова. — М.: Худож. лит., 1972. — 157 с.; Маисовые люди; Ураган / Предисл. Л. С. Осповата. — М.: Прогресс, 1977.— 403 с.; Сеньор Президент / Пер. М. Былинкиной, Н.Трауберг. — В кн.: Асуэла М.Те, кто внизу; Гальегос Р. Донья Барбара; Астуриас М. А. Сеньор Президент, М., 1970, с. 369—590. Obras completas: En 3 t. — Madrid: Aguilar, 1968; Hombres de maíz,— Buenos Aires: Losada, 1957.— 283 p.

Литература

Кутейщикова В., Осповат Л. «Измерить все индейской мерою». Романы Мигеля Анхеля Астуриаса. — В кн.: Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман, М., 1976, с. 38—94; Певцов Ю.А.Мигель Анхель Астуриас: Биобиблиогр. указ. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1960. — 26 с. Hill E. L. Miguel Ángel Asturias: Lo ancestral en su obra literaria. — New York: Torres and sons, 1972. — 250 р.; Homenaje a Miguel Ángel Asturias: Variaciones interpretativas en torno a su obra. — New York: Las Américas, 1971. — 334 р.; López Alvarez L. Conversaciones con Miguel Ángel Asturias.- Madrid: E. М. E. S. A., 1974.- 215 p.

Вернуться к оглавлению