Наши партнеры

zorb ball
Беспроцентные кредиты

ЭСГЕБАН ЭЧЕВЕРРИА (ESTEBAN ECHEVERRÍA. 1805-1851)

ЛИТЕРАТУРА АРГЕНТИНЫ

— писатель и общественный деятель. Его творческая индивидуальность формировалась под сильным влиянием французских поэтов-романтиков. В юности он жил в Европе, учился в Париже, а вернувшись на родину, стал зачинателем нового литературного направления — латиноамериканского романтизма. Первые его стихи — «Возвращение» и «Слава Мая» — были опубликованы в 1830 г. Спустя четыре года вышла книга стихов «Утешения». Молодого поэта влекла не только литературная деятельность. Он был убежденным республиканцем, борцом против воцарившейся в стране диктатуры генерала Росаса. 1837 г. стал решающим в жизни поэта. В этом году появилась его книга «Стихи», в которую вошла романтическая поэма «Пленница» — произведение, составившее эпоху в истории аргентинской литературы. С этого же года Эчеверриа — руководитель подпольной «Майской ассоциации», боровшейся с реакционным режимом Росаса. Здесь он читает свой манифест «Социалистические принципы», становится первым в Аргентине пропагандистом идей утопического социализма. Поэтическое творчество Эчеверрии тесно связано с его деятельностью социалиста-утописта, участника борьбы против реакции. Несколько лет политической борьбы закончились неудачным восстанием 1840 г., и Эчеверриа вынужден был эмигрировать в Уругвай. Больше он уже не увидел родины. В эмиграции он выпустил еще несколько поэтических и прозаических книг: «Падший ангел», «Гитары», «Авельянеда», «Восстание на Юге». В своем творческом развитии Эчеверриа шел от романтизма к реализму. Его рассказ «Бойня» — первое реалистическое произведение в аргентинской литературе, в истории которой Эстебан Эчеверриа занимает выдающееся место.

Пленница (La cautiva. 1837)

— поэма, сюжет которой связан с жизнью аргентинских «эстансий» (застав на границе, которые отделяли территорию, занятую поселенцами, потомками европейских эмигрантов, от индейской территории). Аргентинская степь — пампа, таинственная и молчаливая в часы сумерек и сжигаемая солнцем в полдень, — вот фон, на котором разворачивается история девушки Марии, похищенной индейцами, и ее возлюбленного Бриана. Поэт не оправдывает и не героизирует войны против индейцев, подлинных хозяев пампы. Пафос поэмы — в неукротимом стремлении к свободе, воодушевляющем Марию и Бриана. Раненный в бою Бриан вспоминает о битвах за независимость своей страны, в которых он участвовал, и скорбит, что должен умереть в пустыне от рук индейцев, а не в бою под знаменем своей родины. Здесь с наибольшей силой раскрывается героический подтекст поэмы, связанный с передовыми освободительными идеями того времени.

Произведения

Пустыня; Аргентинской молодежи / Пер. А.Старостина.— В кн.: Солдаты свободы, М., 1963, с. 96-101. Obras completas / Сотр. у biogr. por J. M. Gutiérrez. — 2 ed. — Buenos Aires: Zamora, 1972. — 832 р.; La cautiva. — In: Echeverría E. La cautiva; El matadero; La guitarra; Elvira. Rimas. Texto íntegro. Buenos Aires, 1949, p. 3-103.

Литература

Кутейщикова В. Н. Эстебан Эчеверрия — основоположник аргентинского романтизма. — В кн.: Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970, с. 93—116. Agosti Н. Echeverría. — Buenos Aires: Futuro, 1951. — 207 р.; Kisnerman N. Contribución a Ia bibliografia sobre Esteban Echeverría. (1805—1870).— Buenos Aires: Inst. de Lit. Argentina, 1971.— 123 p.

Вернуться к оглавлению