Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

АЛЬБЕРТО МОРАВИА (ALBERTO MORAVIA. 1907-1990)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— псевдоним. Настоящее имя писателя — Альберто Пинкерле. Его отец был художником и процветающим архитектором — им построены многие дома в буржуазном римском квартале Париоли. В девять лет Моравиа заболел костным туберкулезом и долгие годы был прикован к постели. Не получил регулярного образования, зато без устали читал английских, французских, итальянских и русских авторов. Писать и печататься начал очень рано. Уже в 1920 г. опубликован его сборник «Восемнадцать лирических стихотворений». С 1927 г. он сотрудничает в журнале М. Бонтемнелли «Двадцатый век», где печатает несколько рассказов. Между 1925 и 1929 гг. он пишет первый знаменитый роман «Равнодушные», который ему удается опубликовать в небольшом миланском издательстве лишь за свой счет. Имя молодого автора сразу обрело известность, появление романа стало событием, подлинные масштабы которого определились значительно позже.

Писатель нашел свою тему — безжалостный анализ отношений в обществе, пропитанном бездушием, бездуховностью и скукой. С этих пор сами названия многих его романов носят тезисный характер. Официальная фашистская критика встретила книгу враждебно. Были запрещены ее переиздания, а также рецензии на второй роман Моравиа «Ложные амбиции» (1935). В 1941 г. был арестован второй тираж романа «Маскарад», в котором усматривалась прозрачная карикатура на Муссолини, хотя его действие было перенесено в необозначенную латиноамериканскую страну. В 1930-е гг. все более интенсивной становится журналистская деятельность Моравиа. В качестве корреспондента газеты «Стампа» он едет в Англию, подолгу живет в Париже, Нью-Йорке, бывает во многих странах Европы, в Китае. Его отношения с фашистским режимом все время остаются довольно сложными. В 1943 г. он вынужден скрываться от преследований в горах в зоне Фонди, которую описал затем в романе «Чочара» (1957). В 1944 г., преодолев цензурные препоны, он публикует один из лучших своих ранних романов «Агостино» — историю сексуального возмужания подростка из обеспеченной семьи. Знаменательным переходом к послевоенному творчеству является памфлет «Надежда, или Христианство и коммунизм» (1945), свидетельство растущего интереса писателя к марксизму. Моравиа примыкает к левому крылу итальянской интеллигенции, отдает должное идеям социально значимой литературы, участвует в коллективных акциях и движениях протеста, что не мешает самостоятельности, резкости его суждений и индивидуализму. Творческая энергия писателя в послевоенные годы получает новый импульс, впрочем, он не теряет способности продуктивно работать практически до самой смерти. Лучший роман первых послевоенных лет — «Римлянка» (1947), героиня которого — проститутка поневоле — обладает удивительной жизненной силой, тем оптимистическим фатализмом, что помогает совладать со множеством невзгод. В тлетворной атмосфере фашизма она способна хранить и творить добро. В 1951 г. опубликован самый политический роман Моравиа «Конформист», в котором наиболее решительно поставлена проблема нравственного выбора в условиях фашизма, проблема человеческой слабости, предательства и деградации. Терпит творческий и семейный крах герой еще одного значительного романа 1950-х гг. — «Презрение» (1954). Моравиа прочно завоевывает одно из ведущих мест в итальянской литературе, чему немало способствует ошеломительный успех «Римских рассказов» (1954), романа «Чочара» и «Новых римских рассказов» (1959). В 1953 г. Моравиа основал журнал «Нуови аргоменти», в котором его помощником был, в частности, его друг П. П.Пазолини. В том же году писатель начинает долголетнее сотрудничество в газете «Коррьере делла сера», где публикует многочисленные рассказы и репортажи. С 1955 г. он ведет постоянную кинорубрику в еженедельнике «Эспрессо». Эти труды продолжаются более тридцати лет. К 1960 г. относится один из самых известных (отчасти скандально) романов Моравиа «Скука». Его тема — некоммуникабельность человека в обществе, неспособность художника постигнуть реальность и отразить ее на полотне, равно как и самораскрыться в сексе. Лишь оказавшись на грани жизни и смерти после неудачной попытки самоубийства, герой обретает способность любить, ничего не требуя взамен, и надежду вернуться к живописи. Роман предельно откровенен, далек от пуританских табу, что эпатировало благопристойную публику. С этих пор секс становится важнейшей темой в творчестве писателя. Иногда он почти самоцель, в других случаях он в той или иной пропорции приправлен политикой, историей, психоанализом, феминизмом, интеллектуальными исканиями. В любом случае — это ключ к постижению глубинных проблем человеческого существования. Именно они занимают писателя в романах 1970-1980-х гг. «Я и он» (1971), «Внутренняя жизнь» (1978), «1934» (1982), «Человек, который смотрит» (1985), «Путешествие в Рим» (1989). Моравиа — один из самых плодовитых итальянских писателей XX в. Он написал семнадцать романов и около трехсот рассказов, несколько пьес («Бог Курт», 1968; «Жизнь — игра», 1969 и др.), множество очерков, которые составили книги «Месяц в СССР» (1958), «Культурная революция в Китае» (1968), «Какого ты племени?» (1972), «Письма из Сахары» (1981) и др., статьи по вопросам литературы, идеологии, политики, разоружения — сборники «Человек как цель и другие очерки» (1963), «Ангажированность поневоле» (1981), «Ядерная зима» (1986). Он был, наконец, деятельным, неутомимым человеком, занимавшим активную жизненную позицию. Ему было 76 лет, когда он был избран депутатом Европарламента (по спискам Итальянской компартии).

Произведения

Равнодушные; Римлянка / Вступ. ст. и библиогр. справка И. Заславской. — М.: Худож. лит., 1990. — 637 с.; Рассказы / Сост. Л.Вершинин; Вступ. ст. Г.Смирнова. — М.: Худож. лит., 1981. — 414 с.; Римлянка; Презрение; Рассказы / Сост. Г. Д. Богемский; Предисл. Р. И.Хлодовского. — М.: Прогресс, 1978. — 615 с. — (Мастера соврем, прозы); Римские рассказы; Чочара / Сост. Л. М. Завьялова; Предисл. И.Г.Эренбурга. — М.: Правда, 1987. — 638 с. Il conformista; II disprezzo. — Milano: Bompiani, 1975. — 477 р.; Gli indifferenti. — Milano: Bompiani, I960.- 349 p.; Io e lui.- Milano: Bompiani, 1971.- 391 p.; 1934.- Milano: Bompiani, 1982.- 271 p.; La noia; L'attenzione. — Milano: Bompiani, 1975. — 549 p.; Racconti romani / Сост. и предисл. М.Ландора. — М.: Прогресс, 1969. — 262 с.; La Romana. — Milano: Bompiani, 1965. — 501 p.

Литература

Богемский Г. Горькие парадоксы Альберто Моравиа. — Иностр. лит., 1969, № 8, с. 255—258; Хлодовский Р. Альберто Моравиа. — Иностр. лит., 1958, М» 1, с. 198—210; Эренбург И. Г. «Римские рассказы» Альберто Моравиа. — В кн.: Эренбург И. Г. Собр. соч., М., 1965, т. 6, с. 608—613. Pendini G. Invito alla lettura di Alberto Moravia. — Milano: Mursia, 1973. — 156 p.; Tessali R. Alberto Moravia: Introd. e guida allo studio dell'opera moraviana. — Firenze: Le Monnier, 1977. — VIII, 198 p.

Вернуться к оглавлению