Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО (EDUARDO DE FILIPPO. 1900-1984)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— легенда итальянского театра. Его популярность в 1940—1970-е гг. была поистине всенародной. Он был блистательным актером, талантливым режиссером и комедиографом, постановщиком и исполнителем ролей более чем в сорока фильмах. Благодаря его трудам известность неаполитанского театра вышла далеко за пределы Италии. Его пьесы ставились почти во всех странах мира. По сути, он родился и всю жизнь провел в театре. В четырехлетнем возрасте его выносили на сцену по ходу действия фарса «Гейша», написанного и поставленного его отцом Эдуардо Скарпеттой, а в десять лет он уже играл самостоятельную роль в лучшей комедии Скарпетты «Беднота и знать». Он начал писать в 1920-е гг.: сначала это были переделки чужих сочинений, а затем и собственные пьесы — «Говорите им всегда „да"» и «Кто счастливее меня». В 1931 г. вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной он создал собственную труппу — «Юмористический театр Де Филиппо». Они были молоды, веселы и умели смешить неаполитанскую публику. В том же 1931 г. написана первая значительная грустная комедия Эдуардо «Рождество в доме синьора Купьелло». Герой пьесы — современная модификация популярнейшего персонажа комедии дель apтe неаполитанца Пульчинеллы, одновременно наивного и хитрого, всеми униженного и в то же время наделенного природной мудростью и внутренней силой, которая помогает ему уцелеть в немыслимых переделках, посмеяться над собой, помечтать, пережить горечь разочарований, а иногда броситься в самое пекло на защиту собственного достоинства или своих близких. Такой персонаж непременно присутствует практически во всех комедиях Эдуардо Де Филиппо. Традиции народного театра — одна из составляющих его драматургии. Весьма существенным было также влияние Луиджи Пиранделло, что особенно заметно в пьесах 1930-х гг. Если популярность Эдуардо в 1930-е — начале 1940-х гг. была скорее локальной, то первая послевоенная пьеса «Неаполь — город миллионеров» (1945) принесла ему общенациональную известность. В комедии о том, как люди по-разному вели себя во время войны, как в самых трудных условиях можно было сохранить честь и способность к состраданию, появляются социальные мотивы, позволившие причислить творчество Де Филиппо второй половины 1940-х гг. к неореализму. Именно в эти годы со все возрастающим успехом идут его грустные комедии «Эти призраки» (1946), «Филумена Мартурано» (1946), «Ложь на длинных ногах» (1947), «Внутренние голоса» (1948). Самая прославленная из них, несомненно, — «Филумена Мартурано», заставлявшая плакать и смеяться зрителей самых разных стран и континентов. История мужественной женщины-проститутки с высокими, хотя и нестандартными, моральными принципами трогала всех. Все восхищались находчивой женщиной, которая притворилась умирающей, чтобы заставить своего ветреного любовника жениться на ней и позволить ее сыновьям обрести семью, без чего человек не может быть по-настоящему счастлив. Тема маленького человека, всеми силами старающегося выжить в мире зла и насилия, звучит в антивоенной комедии «Страх № 1» (1950), написанной в разгар «холодной войны». Одна из самых известных пьес 1950-х гг. — трагикомедия «Де Преторе Винченцо» (1957), стоившая автору немалых неприятностей (спектакли были запрещены сначала в Риме, а затем в Милане за непочтительное отношение к религии). В центре пьесы — история бедняка-беспризорника, который ворует, чтобы обеспечить достойную жизнь для своей возлюбленной. Он погибает от руки банковского служащего, которого пытается ограбить, и попадает в рай, где перед лицом святых, собравшихся судить и наказать его, убежденно доказывает свое право находиться в раю. Группу социально значимых пьес 1940—1950-х гг. замыкает драма «Мэр района Санита» (1960), герой которой, не прибегая к официальному правосудию, самостоятельно вершит суд в своем районе Неаполя — он разбирает тяжбы жителей, борется с каморрой (мафией), предотвращает убийства, сам выносит приговор виновным, делает добро и утверждает справедливость — и гибнет от руки богатого булочника-мафиози. В последних значительных пьесах Де Филиппо «Памятник» (1970) и «Экзамены никогда не кончаются» (1973) проблемы добра и зла решаются в углубленно-философском плане. Де Филиппо является также автором трех сборников стихотворений (последний вышел посмертно). В 1981 г. он получил пожизненный титул сенатора и в том же году основал в Риме «Школу драматургии».

Произведения

Театр / Послесл. Л.Вершинина. — М.: Искусство, 1983. — 775 с. Cantata dei giorni dispari: In 3 t. — Torino: Einaudi, 1975; Cantata dei giorni pari. — Torino: Einaudi, 1975.- 507 p.; I capolavori di Eduardo.- Torino: Einaudi, 1974. — XI, 394 p.

Литература

Молодцова М. Эдуардо де Филиппо. — Л.; М.: Просвещение, 1965. — 143 с.; Рудницкий К. Простодушные драмы Эдуардо де Филиппо. — В кн.: Современная литература за рубежом М , 1962 — с. 477-520. Antonucci G. Eduardo De Filippo: Introd. e guida allo studio dell'opera eduardiana: Storia e antologia della critica. — Firenze: Le Monnier, 1981. — VII, 192 p.; Barsotti A. Eduardo dramaturgo: (Fra mondo del teatro e teatro del mondo). — Roma: Bulzoni, 1988. — 538 p.

Вернуться к оглавлению