Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

КАРЛО ГОЦЦИ (CARLO GOZZI. 1720-1806)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— один из самых значительных итальянских писателей XVIII в. Происходил из обедневшей венецианской аристократической семьи, близкой к литературным кругам. С самого начала своей творческой деятельности Гоцци в статьях, сатирических стихах и других сочинениях повел борьбу с любимцем венецианской публики Гольдони, пьесы которого, по мнению Гоцци, грешили недостатком вкуса и излишней реалистичностью. Гоцци ратовал за возрождение традиций «комедии масок». Между 1761 и 1765 гг. им были поставлены десять «сказок для театра», написанных в духе старинной итальянской комедии. Пьесы Гоцци, соединяющие в себе изящество, богатую фантазию, поэтичность, комический и пародийный элемент, гуманистичны по содержанию: в них торжествуют высокие чувства, восхваляются энергия и отвага человека в борьбе за благородные цели. Кроме «сказок для театра», Гоцци написал ироикомическую поэму «Причудница Марфиза» (1761 — 1768) и обширную автобиографию «Бесполезные мемуары» (1797—1798). Комедиограф, долгое время пользовавшийся неизменным успехом у венецианцев, в последние десятилетия XVIII в. был забыт и умер в бедности.

Любовь к трем апельсинам (L'amore delle tre melarance. 1761)

— пьеса, сразу же завоевавшая шумный успех у венецианского зрителя. В ней нет привычного диалога: дается лишь канва для импровизации актеров, однако движение сценического действия тщательно разработано и подробно оговорено. Гоцци использовал сюжет популярной детской сказки. Он создал пьесу яркую, полную движения, волшебных превращений, сценических эффектов. Наследный принц Тарталья, сын короля Треф, страдает тяжелой меланхолией. Он может выжить только в том случае, если кто-нибудь рассмешит его. После многих бесплодных попыток Труффальдино добивается улыбки принца, раздразнив фею Моргану. Взбешенная Моргана в отместку внушает Тарталье непреодолимую страсть к трем волшебным апельсинам, которые хранятся у феи Креонты. Преодолев множество препятствий, принц завладевает апельсинами, но сопровождающий его Труффальдино, нарушив запрет, разрезает их, чтобы утолить жажду. Две девушки, оказавшиеся в апельсинах, умирают. Третья, Нинетта, остается в живых и становится невестой принца. Но Моргана превращает ее в голубку, и лишь после новых приключений принц Тарталья справляет свадьбу с прекрасной Нинеттой.

Король-олень (Il re cervo. 1762)

— трагикомедия, сюжет которой заимствован из арабских, персидских и других источников. Хотя пьеса насыщена сказочной фантастикой и, как всегда у Гоцци, полна волшебных превращений и чудес, в ней даны правдивые человеческие образы, волнующие психологические ситуации. В пьесе рассказывается о коварном и властолюбивом министре короля Дерамо — Тарталье и о жене короля, выдержавшей все испытания, верной и бескорыстной Анджеле. Злодей Тарталья, влюбленный в Анджелу и стремящийся захватить престол, узнает тайну чудесных превращений, которую открыл королю маг Дурандарте. Тарталья принимает облик короля, которого превращает сначала в оленя, а затем в нищего старика. Однако Анджела не узнает мужа в преображенном Тарталье, а когда видит нищего, чувствует в нем душу своего любимого и готова следовать за ним. Добродетель и благородство любящих вознаграждаются магом Дурандарте, вновь превращающим Дерамо в короля. Тарталья же становится рогатым чудовищем и, не выдержав позора, умирает.

Турандот (Turandot. 1762)

— самая знаменитая пьеса Гоцци. Это сказочная трагикомедия, в которой драматург отказался от чудесных превращений и волшебства, но реалистически углубил конфликты, вывел психологически правдивые образы. Сюжет пьесы он заимствовал у Низами. Китайская принцесса Турандот — гордая девушка, не желающая разделять рабскую судьбу других женщин. Она находит способ не покориться ни одному из мужчин, претендующих на ее руку. Принцесса задает своим женихам загадки, а женихи, если им не удается отгадать их, погибают на плахе. Только отгадавшему она обещает свою руку. Татарский принц Калаф, увидевший портрет Турандот и пораженный ее красотой, решает получить ее в жены или умереть. Плененная татарская принцесса Адельма — невольница Турандот — страстно любит Калафа, хочет оградить его от чар своей госпожи и помешать браку, если Калафу удастся разгадать загадки. Но и сам благородный Калаф, видя отчаяние побежденной им Турандот, не хочет воспользоваться своим правом и со своей стороны предлагает принцессе отгадать его имя и имя его отца. Терзаемая ревностью Адельма узнает эти имена и сообщает их Турандот. Однако полюбившая Калафа красавица смиряет свою гордость и соглашается стать его женой.

Произведения

Король-олень: Трагиком, сказка для театра. В 3 д. / Пер. Р. и Я. Блох; Послесл. С. Бушуевой, Э.Кузнецова. — Л.: Искусство, 1979. — 151 с.; Любовь к трем апельсинам / Пер. Я. Блоха; Стихи в пер. М.Лозинского; Король-олень / Пер. Р. и Я. Блох; Турандот / Пер. М.Лозинского. — В кн.: Гольдони К. Комедии; Гоцци К. Сказки для театра; Альфьери В. Трагедии, М., 1971, с. 323—528 (Б-ка всемирн. лит.); Сказки для театра / Вступ. ст., коммент. и ред. пер. С. Мокульского. — М.: Искусство, 1956. — 889 с.; То же / Вступ. ст. Н.Томашевского. — М.: Правда, 1989. — 572 с. Le fiabe di Carlo Gozzi; In 2 t. / A cura di E. Masi. — Bologna: Zanichelli, 1884.

Литература Beniscelli A. La finzione del fiabesco: Studi sul teatro di Carlo Gozzi. — Casale Monferrato: Marietti, 1986. — 156 p.; Gozzi C. Memorie inutili: In 2 t. / A cura di G. Prezzolini. — Bari: Laterza, 1910.

Вернуться к оглавлению