Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ЛУДОВИКО АРИОСТО (LUDOVICO ARIOSTO. 1474-1533)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— автор рыцарской поэмы «Неистовый Роланд», в которой наиболее ярко и полно отражены существенные черты аристократической культуры позднего Возрождения: культ наслаждения, чувственной любви, красоты, жизнерадостности и т. п. Ариосто родился в семье графа, изучал право и классическую филологию; много лет жил при дворе, занимал место губернатора в одной из областей герцогства Феррарского, в котором были сильны феодальные традиции и культ древнего рыцарства. Это не помешало Ферраре в конце XV — начале XVI в. стать одним из значительных центров итальянской гуманистической культуры, отличающейся здесь подчеркнуто аристократическим характером. Ариосто тяготился ролью придворного поэта, что получило отражение в его сатирах, в которых он отдает предпочтение скромной жизни перед пышностью и блеском двора. Помимо семи сатир и прославившей его поэмы «Неистовый Роланд», которую он писал и издавал на протяжении многих лет, исправляя старые и добавляя новые песни, перу Ариосто принадлежат пять пьес, положивших начало итальянской комедии нравов.

Неистовый Роланд (Orlando furioso. 1507—1532)

— вершина творчества Ариосто. Поэма вышла первым изданием в 1516 г., вторым — в 1521 г. и в окончательном виде — в 1532 г. Она является как бы продолжением рыцарской поэмы итальянского поэта XV в. Боярдо «Влюбленный Роланд». В «Неистовом Роланде» совершается немало чудес, среди многочисленных действующих лиц фигурируют феи, волшебники, чудовища и т. д. Однако Ариосто относится иронически и к чудесам, и к невероятным подвигам своих рыцарей, прославляя при этом в духе гуманистической морали их благородство, отвагу, возвышенность чувств. Гуманист Ариосто иронизирует также над средневековой мистикой и над аскетическим мировоззрением. Он смело и свободно переходит от комических мотивов к трагическим, от лирики — к эпосу. В поэме три сюжетных линии: война Карла Великого и его рыцарей с сарацинами; страсть рыцаря Роланда к язычнице Анджелике, которая любит сарацинского юношу Медора и доводит Роланда до отчаяния, в результате чего рыцарь сходит с ума. Третья линия — это густо насыщенная фантастикой история любви сарацина Руджеро к деве-воительнице Брадаманте: от их союза должен произойти род князей д'Эсте, при дворе которых жил и творил поэт.

Произведения

Из «Неистового Роланда» / Пер. Е. Солоновича. — Иностр. лит., 1974, № 9, с. 185—193; Неистовый Роланд / Пер. избр. мест, пересказы и коммент. А. И. Курошевой; Под ред. А. А. Смирнова; Предисл. А.Вишневского. — Л.: Гослитиздат, 1938. — 213 с. Orlando furioso; Le satire, I cinque e una scelta delle altre opere minori: In 2 t. / A cura di C. Muscetta e L. Lamberti. — Torino: Einaudi, 1962.

Литература Baldini A. Ariosto e dintorni. — Caltanissetta; Roma: Sciaseia, 1958. — 223 p.; Binni W. Ludovico Ariosto. — Torino: ERI, 1968. — 317 p.; Zanette E. Personaggi e momenli nella vita di Ludovico Ariosto. — Milano: Pan, 1970. - 689 p.

Вернуться к оглавлению