Наши партнеры

Стоимость размещения в пансионате для людей инвалидов и пожилых узнайте на нашем сайте.
inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ПЕДРО КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (PEDRO CALDERÓN DE LA BARCA. 1600-1681)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— выдающийся драматург, родился в дворянской семье, после окончания университета и службы в армии был приближен ко двору и стал придворным драматургом. Позднее, приняв духовный сан, он занял должность почетного капеллана короля Филиппа IV и настоятеля кафедральной церкви конгрегации св. Петра. Драматургия Кальдерона — а он написал около 120 пьес на исторические, мифологические, религиозные темы и тему чести — отличается философской глубиной, утонченностью психологических конфликтов, совершенством поэтической формы. Ученик Лопе де Веги в раннем творчестве, он постепенно создает свой театр, поэтику которого определяют символика и аллегории. Сюжет во многих комедиях Кальдерона играет второстепенную роль: все внимание сосредоточено на внутреннем мире героев, действие часто вытесняется игрой идей. Большую роль в мировоззрении и драматургической концепции художника играла мысль об иллюзорности земной жизни («Жизнь есть сон», 1635; «Великий театр мира», 1633). Такая концепция вела к мистике. В его творчестве, насыщенном философскими и психологическими проблемами, отразился кризис испанского гуманизма.

Дама-невидимка (La dama duende. 1629)

— «комедия плаща и шпаги», под легкими стихами и запутанной интригой которой таится глубокий философский смысл — излюбленная Кальдероном мысль о том, что кажущееся и действительное часто неразличимы, что люди считают, будто они управляют вещами, а на самом деле оказываются в плену у этих вещей. Молодая вдова Анхела строго охраняется своими братьями доном Луисом и доном Хуаном. Она появляется на улице только под густой вуалью. Приняв сестру за постороннюю женщину, дон Луис преследует ее и легко ранит помешавшего ему в этом дона Мануэля, тайно влюбленного в Анхелу. Однако, узнав, что противник — лучший друг его брата, дон Луис приводит раненого в свой дом. Комедия заканчивается свадьбой.

Саламейский алькальд (El alcalde de Zalamea. 1636)

— драма, представляющая собой переработку одноименной пьесы Лопе де Веги. Дон Альваро де Атайде, офицер отряда, расположившегося в местечке Саламеа, похищает дочь крестьянина Педро Креспо Исабель. Девушке удается бежать, но она обесчещена. Пользуясь правом алькальда (старосты), Педро арестовывает офицера и предлагает ему жениться на дочери. Получив решительный отказ высокомерного дворянина, Педро Креспо судит его и приговаривает к смертной казни. Король Филипп II, разобравший это дело, решает его в пользу крестьянина и назначает Педро Креспо пожизненным алькальдом Саламеи.

Произведения

Драмы: В 2 кн. / Пер. К.Бальмонта; Изд. подгот. Н.И.Балашов, Д. Г.Макогоненко. — М.: Наука, 1989. — (Лит. памятники); Пьесы: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Томашевского. — М.: Искусство, 1961. — (Б-ка драматурга); Дама-невидимка / Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник; Ред., вступ. ст. и примеч. В. С. Узина. — М.; Л.: Искусство, 1946. — 138 с. Obras completas.- 3 ed., rev.- Madrid: Aguilar, 1945.- 1453 p.; El alcalde de Zalamea / Pról. de R. Gil Torres. — Madrid: Сотр. ibero-americana, s. a. — 192 p.; La dama duende. — Buenos Aires: Espasa-Calpe, 1946.- 166 p.

Литература

Балашов Н. И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании. — В кн.: XVII век в мировом литературном развитии, М., 1969, с. 154—182; Ibérica: Кальдерой и мировая культура / Отв. ред. Г.В.Степанов. — Л.: Наука, 1986. — 269 с. Ayala F. Calderón. — In: Ayala F. Teoría y crítica literaria. Madrid, 1972, p. 913—931; Sauvage М. Calderón-dramaturge. — Paris: L'Arene, 1959. — 158 p.

Вернуться к оглавлению