Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ЛУИС ВЕЛЕС ДЕ ГЕВАРА (LUIS VÉLEZ DE GUEVARA. 1579-1644)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— родился неподалеку от Севильи в обедневшей дворянской семье. После солдатской службы в Италии в 1605 г. он обосновался в Мадриде и здесь, выступив на литературном поприще, снискал себе славу талантливого продолжателя драматургических традиций Лопе де Веги. Свои пьесы он писал на исторические и библейские сюжеты. Глубокий лирик, Велес де Гевара часто черпал вдохновение в народной поэзии, а его лучшие пьесы — «Служение королю дороже уз крови», «Крестьянка из Веры», «Царствование после смерти» — созданы по мотивам национальных исторических легенд.

Хромой бес (El Diablo cojuelo. 1641)

— единственный прозаический опыт Велеса де Гевары, примыкающий к жанру плутовского романа и в своеобразном ключе развивающий его специфические мотивы и приемы. На первый план в «Хромом бесе» выходит тема противопоставления истинной сути и обманчивой видимости вещей, разоблачение царящего среди людей лицемерия. «Низовая» точка зрения пикаро в повести Гевары парадоксально вознесена над миром, так как ее обладателем сделан персонаж, заимствованный автором из народной демонологии,— Хромой бес («адская блоха», как он сам себя аттестует). Хромой дан писателем в спутники беглому студенту дону Клеофасу. Он проносит дона Клеофаса по воздуху над городами Испании, демонстрируя ему изнанку действительности и посвящая в смысл увиденного. Таким образом, герой плутовского романа, первоначально созерцающий жизнь наивно-непосвященным взором, а позже «пикаро»-повествователь, познавший все темные стороны бытия, — как бы раздваивается в повести Гевары. Автобиографическая форма повествования, в свою очередь, уступает место повествованию от третьего лица, то и дело переходящему в диалог. Перенос акцента с рассказа о похождениях героя на описание им увиденного (дон Клеофас в повести выступает в роли зрителя, оказавшегося благодаря чертовщине «за кулисами» мира-«театра») сближает «Хромого беса» с популярным в испанской литературе барокко жанром «видений». Одно из последних, завершающих жанровую традицию плутовских повествований, «Хромой бес» отличается концентрированностью сюжетного развития, обобщенно-метафорическим, затрудненным стилем. Через французский перевод-переделку Лесажа (1707) образ Хромого беса вошел в число популярных образов европейской литературы.

Произведения

Хромой бес / Пер. и коммент. Е.Лысенко; Предисл. Л. Пинского. — М.: Худож. лит., 1964. — 230 с. El Diablo cojuelo / Pról y notas de F. Rodríguez Marín. — Madrid: Espasa-Calpe, 1941. — XXXV, 227 p.

Литература Spencer F. E., Schevill R. The dramatic works of Luis Vélez de Guevara: Their plots, sources and bibliography.- Berkeley: Univ. of California press, 1937.- XXVI, 387 p.

Вернуться к оглавлению