Наши партнеры

inflatabe cartoon
Беспроцентные кредиты

УИЛЬЯМ БАТЛЕР ЙЕЙТС (WILLIAM BUTLER YEATS. 1865-1939)

ЛИТЕРАТУРА ИРЛАНДИИ

— виднейший англоязычный поэт XX в. и один из создателей современной поэтической драмы. Йейтс выступил родоначальником и главным вдохновителем Ирландского Возрождения, общественно-культурного движения конца XIX — начала XX в., которое питалось идеями освободительной борьбы и отразило бурный рост самосознания ирландского народа. Движение ставило своей целью создание подлинно национальной литературы Ирландии, в которой обрели бы воплощение народные традиции ирландской культуры. Обращение к национальной мифологии дало Йейтсу не только новые, еще не освоенные искусством темы, но и ощущение живой связи с народным искусством. Вначале Йейтс был близок к английским поэтам-символистам. Однако его творчество претерпело сложную эволюцию. Оно развивалось на путях противоборства демократических и элитарных тенденций и, нарушая эстетические каноны символистского искусства, приближалось к жизни, остро реагируя на ее перемены. В ранних произведениях Йейтса (поэма «Странствия Ойсина», 1889; сборники стихов: «Перекрестки», 1889; «Роза», 1893; «Ветер в камышах», 1899) доминировал мотив отрешенности от жизни, национальная мифология сопрягалась с идеей «Вечной Красоты». Вовлечение в общественную жизнь Ирландии, которая в 1900-е гг. находилась в состоянии революционного кризиса, определило творческую эволюцию Йейтса. Постановка его пьесы «Кэтлин и Улиэн» (1902) с прозвучавшим в ней призывом к борьбе за национальную независимость приобрела значение политического события. Ощущение предгрозовой политической обстановки все глубже входило в сознание поэта, трансформируя и наполняя реальным содержанием поэтические образы. В стихотворении, посвященном героям дублинского восстания 1916 г. («Пасха 1916»), передается глубокое волнение поэта, свидетеля рождения «новой красоты», символа не вечности, а грозных перемен. В 10-е гг. Йейтс создает танцевальные пьесы-маски («У ястребиного источника», 1916; «Единственная ревность Эмер», 1916; «Призраки прошлого», 1917; «Голгофа», 1920). С помощью ритуалистической символики японского театра «Но» Йейтс стремился выявить экстатичность человеческих переживаний и через них передать трагический образ мира. В 20-е гг. в творчестве Йейтса нарастают трагические мотивы. Ненависть к буржуазному практицизму и страх перед «революционным хаосом» заставляют поэта видеть мир в фантасмагорических образах безумного хаоса, которому вновь противопоставляется идея вечности (сборники «Башня», 1928; «Винтовая лестница», 1933). Итогом творческой эволюции Йейтса стала его книга «Последние стихи и пьесы», изданная посмертно (1939). Йейтс преодолевает трагическое мироощущение, наложившее столь глубокий отпечаток на его поэзию предшествующего десятилетия. Он уже не может и не хочет бежать от действительности, но ему мучительно трудно найти к ней путь. Его стихи пронизаны активным социальным протестом, многие из них написаны в традициях ирландской уличной баллады. В стихотворении «Посещение городской галереи» (1938) поэт подводит итог своей деятельности. Его эстетическое кредо — в утверждении искусства, уходящего своими корнями в толщу народа и черпающего там живительные соки. В сборник вошла последняя пьеса Йейтса «Смерть Кухулина», в которой героический миф соотнесен с исторической реальностью. Поэзия Йейтса поражает разнообразием жанров, богатством мотивов. Почти каждый его сборник приносил обновление стиха, вызванное новизной поэтического видения мира; неизменными оставались лишь искренность и сила вложенных в них чувств. Поэт переломной эпохи, Йейтс стоит у истоков великих завоеваний поэзии XX в.

Произведения

Избранные стихотворения / Пер. Г. Кружкова. — М.: «Carte Blanche», 1993. — 63 с.; Избранные стихотворения лирические и повествовательные / Изд. подгот. А. П. Саруханян, М. В. Урнов, Л.И.Володарская. — М.: Наука, 1995. — 406 с. — (Лит. памятники); [Стихотворения]. — В кн.: Антология новой английской поэзии, Л., 1937, с. 245—254; [Стихотворения]. — В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с. 295—307; Горшок похлебки / Пер. Н. Рахмановой. — В кн.: Ирландские театральные миниатюры, Л.; М., 1961. с. 7—19; Ирландские народные сказки и легенды / Пер. Н.Шерешевской. — В кн.: Ирландские легенды и сказки, М., 1960, с. 101 — 179. The autobiography of William Butler Yeats. — New York: Collier books, 1965. — 230 p.; Essays and Introductions. — New York: Macmillan, 1961. — XI, 530 p.; The variorum edition of the plays of W.B.Yeats. — New York: Macmillan, 1966. — XXV, 1336 p.; The variorum edition of the poems of W.B.Yeats.- New York: Macmillan, 1957.- XXXV, 884 p.

Литература

Ряполова В. А. У. Б. Йейтс и ирландская художественная культура, 1890-е — 1930-е гг. — М.: Наука, 1985. — 270 с.; Тишунина Н. В. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. — СПб.: Образование, 1994. — 235 с. Ellmann R. Yeats: The man and the masks. — London: Faber a. Faber, 1961. — 336 p.; Hone J. М. W.B.Yeats, 1865-1939.- London: Macmillan, 1942.- 503 p.; Jeffares A. W. B. Yeats.- London: Routledge a. Kegan Paul, 1971.- 117 p.

Вернуться к оглавлению