Наши партнеры

https://f-service.su ккм онлайн смарт терминал эвотор.
inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ДИОНИСИОС СОЛОМОС (ΔΙΟΝΤΣΙΟΣ ΣΟΛΩΜΟΣ. 1798-1857)

ЛИТЕРАТУРА ГРЕЦИИ

— поэт, основоположник новогреческой литературы. Родился в дворянской семье на острове Закинфе. Образование, как это было принято в состоятельных семьях Ионийских островов, получил в Италии. В 1815 г., будучи студентом юридического факультета Павийского университета, Соломос стал писать стихи на итальянском языке и на родину вернулся уже признанным поэтом. В литературных салонах Закинфа его изящные религиозно-философские оды и любовные сонеты были встречены с большим интересом. Но юный Соломос интересовался не только успехами на поэтическом поприще. Его глубоко волновала судьба порабощенной родины — над материковой Грецией уже пятый век тяготело османское иго, а Ионийские острова с 1815 г. находились под протекторатом Британской империи. Начало вооруженного восстания в Греции против османского владычества (март 1821 г.) явилось поворотным моментом в творчестве поэта. Пафос народной борьбы, ожидание близкой свободы придали совершенно новый характер его поэзии. Он окончательно отказался от итальянского языка и стал писать по-гречески. В мае 1823 г. Соломос создает «Гимн Свободе», в котором воспевается греческая революция 20-х гг. и битвы, решившие ее судьбу. Перед читателем предстает величественный образ Свободы, в котором воплотилась история и судьба Греции от античных времен до современной ему эпохи. Этой же теме Соломос посвящает поэмы «На смерть лорда Байрона» (1825) и «Свободные осажденные» (1828—1857) — о защите города Месолонги. Высокие моральные качества, воля к победе, сознание гражданского долга, любовь к родине придают силы жителям осажденного города, помогают преодолеть многочисленные трудности и испытания. Их можно уничтожить физически, но победить нельзя. Поэма «Свободные осажденные» — синтез всего лучшего в творчестве Соломоса. В ней своеобразно преломляются основные литературные направления эпохи, чувствуется тенденция к философскому осмыслению действительности, придающая поэме особую глубину. Из других значительных произведений Соломоса следует отметить написанную в прозе сатиру «Женщина с Закинфа» (около 1826). Поэт создает гротескный образ распутной греческой аристократки. Его героиня — воплощение зла, человек, в котором омерзительная внешность сочетается с низкой душой, ненависть к людям вообще — с ненавистью к восставшему народу. Романтическая поэма «Ламброс» (1826—1829) интересна как попытка раскрыть духовный мир человека, в котором уживаются прекрасное и безобразное, возвышенно-героическое и низкое, сила и слабость. Герой поэмы, Ламброс, вождь повстанцев, соблазняет пятнадцатилетнюю девушку, в которой затем узнает свою дочь, брошенную им много лет назад вместе с тремя братьями. Истерзанному муками совести Ламбросу являются призраки его погибших сыновей. Герой поэмы бросает вызов небу, обвиняя его в попустительстве злу. Но содеянное требует возмездия, и жизнь Ламброса и его близких трагически обрывается. Мыслитель и борец, знаток мировой литературы, тонкий ценитель искусства, Соломос в своем творчестве сочетал литературные традиции западноевропейской, особенно итальянской, литературы с богатейшим наследием греческого фольклора, активно участвовал в развернувшейся в Греции борьбе за торжество народного языка димотики (трактат-памфлет «Диалог», 1824) и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие новогреческой литературы.

Произведения

Песни свободы / Сост. Я. Мочос, П. Антеос; Вступ. ст. Я. Мочоса. — М.: Худож. лит., 1964. — 183 с.; [Стихи] / Пер. Е.Смагиной, А. Эфрон.— В кн.: Европейская поэзия XIX века. М., 1977, с. 359—364. "Απαντα / Επιμέλεια και σημείωσης Λ. Πολίτη: Εις 3 τ. — Αθήνα, 1942—1958.

Литература

Αύλέρης М. Ή έννοια της ελευθερίας στο Σολωμό. — Είς: Berliner byzantinishe Arbeitern. Berlin, 1959, Bd. 17, S. 20—35; Δημαράς Κ. θ. Ό Σολωμός. — Είς: Δημαράς Κ. θ. Ιστορία της νεοελληνικής λογοτεχνίας.— 2. εχδ. — Αθήνα, [s. a.], σ. 227—242; Καιροφύλας Κ. Ή ζωή καί το έργο του Σολωμοΰ. — Αθήνα: Σιδέρης. 192-.— 702 δ.

Вернуться к оглавлению