Наши партнеры

inflatable water bar
Беспроцентные кредиты

ГЕНРИХ БЁЛЛЬ (HEINRICH BÖLL. 1917-1985)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился и вырос в Кёльне, шестым ребенком в католической семье столяра-краснодеревщика. Решающее влияние на мировосприятие будущего писателя оказал локальный духовный климат Кёльна, цитадели немецкого католичества и прирейнской вольницы, где искони с неприязнью относились к имперской прусской идеологии великодержавия и «немецкого порядка», в русле которой формировался и германский фашизм — взаимоотношение с этим феноменом тоталитарной власти стало второй доминантой бёллевского творчества. Бёлль получил хорошее образование в классической гимназии, а в 1938 г., проработав несколько месяцев учеником продавца в книжной лавке, поступил в Кёльнский университет, где начал изучать германистику и классическую филологию. Об умонастроениях его молодости свидетельствует тот факт, что ни в гитлерюгенде, ни в нацистской партии Бёлль никогда не состоял, зато участвовал в умеренно оппозиционном молодежном католическом движении. Однако всю Вторую мировую войну он прошел пехотинцем, затем связистом, не раз был ранен, побывал на многих фронтах и во многих странах (Польша, Греция, Советский Союз, Франция). Мучительная нравственная проблематика участия в неправедной войне отражена во многих произведениях Бёлля, прежде всего в ранних — рассказах, повестях «Завещание» (1948) и «Поезд пришел вовремя» (1949), романах «Ангел промолчал» (1949, опубл. 1992), «Где ты был, Адам?» (1951). Выйдя из английского плена в 1946 г., Бёлль целиком посвятил себя писательскому призванию. Его творчество отмечено множеством литературных премий — национальных и международных, в том числе и Нобелевской (1972). Бёлль был президентом национального ПЕН-центра ФРГ (1970—1972) и Международного ПЕН-клуба (1971—1974). На протяжении всей жизни он оставался непримиримым критиком современного общества как в позднекапиталистической, так и в «реально-социалистической» его ипостасях, что неоднократно навлекало на него немилость власть имущих и обструкцию умело манипулируемого общественного мнения. Хроника этих конфронтации запечатлена в многочисленных публицистических выступлениях Бёлля 1940—1980-х гг. Внутренне творчество Бёлля достаточно монолитно, сам автор сравнивал его с процессом «непрерывного писания» единой книги, где темы и образы взаимосвязаны, продолжают и дополняют друг друга. Главная коллизия этой книги — столкновение авторских представлении об извечных человеческих ценностях с дегуманизированной реальностью XX столетия, чаще всего явленной в жутковато-гротескной костюмировке германской истории и современности. Коллизия эта решается средствами сложного, полифонически организованного повествования, тяготеющего к лейтмотивной символике, но практически всегда черпающего жизненный материал из сегодняшней повседневности. В романах «И не сказал ни единого слова» (1953), «Дом без хозяина» (1954), «Глазами клоуна» (1963), повестях «Хлеб ранних лет» (1955), «Самовольная отлучка» (1964) Бёлль пристально и не без сатирической язвительности вглядывался в феномен западногерманского «экономического чуда», обличал ремилитаризацию и реваншизм. В 1970—1980-е гг.— повесть «Потерянная честь Катарины Блум» (1974), романы «Под конвоем заботы» (1979), «Женщины на берегу Рейна» (1986, посмертно) — все более непримиримо критиковал атмосферу «незримого насилия», нетерпимости ко всем формам инакомыслия, царящую в современном обществе и порождающую терроризм. В художественном мире Бёлля резко противопоставлены неповторимость личности — и обезличивающий стандарт, насаждаемый в самых разных сферах жизни и общественных институтах: армии и церкви, властных структурах и политических партиях, в быту и формах досуга. Сила этого противопоставления — в необычной полноте и конкретности того, что упрощенно можно назвать положительным идеалом: для Бёлля это простейшие, отмеченные патриархальностью и заветами первохристианства «азы» человеческих отношений, или, как он сам говорил, «эстетика гуманного — жилья, еды, любви, оседлости, соседства», осмысленная красота неотчужденного труда. Некоторые произведения — «Ирландский дневник» (1957), повесть «Чем кончилась одна командировка» (1966) — очень трудно оценить по достоинству вне поэтики этих гуманистических ценностей, которые для Бёлля, писателя религиозного, непосредственно и прочно сопряжены с нравственными категориями веры, совести, порядочности и человеческого достоинства.

Бильярд в половине десятого (Billard um halbzehn. 1959)

— одно из лучших произведений писателя, в котором классическая традиция реалистического «семейного романа» претворена в характерном для Бёлля повествовательном ключе: пять десятилетий немецкой истории, от 1907 до 1957 г., запечатленные в сугубо «приватной» истории трех поколений добропорядочного немецкого семейства Фемелей, «реконструируются» во внутренних монологах персонажей. Одни и те же (немногочисленные, но ключевые, поворотные в судьбах героев) события, пройдя через несколько повествовательных перспектив, как бы объективируются приобретают символически-многозначное звучание. Такая манера позволяет автору, освободившись от обязательства поверхностного жизнеподобия, тем острее высветить главную проблему произведения: порядочный человек не в состоянии идти «в ногу со временем», история выбрасывает его на периферию общества, либо он сам, как это вообще характерно для бёллевских героев, избирает позицию убежденного аутсайдерства. В этом контексте особую важность обретает лежащая в основе сюжета притча о взаимоотношениях мужской ветви семейства Фемелей — они потомственные архитекторы — с аббатством Святого Антония: Генрих Фемель-старший аббатство строил, его сын Роберт, отказавшийся принять «причастие буйвола», т. е. фашизм, и едва не поплатившийся за это жизнью, будучи призван на фронт в саперные части, это же аббатство взрывал, а младший представитель клана, сын Роберта Иосиф, взялся восстанавливать. Эта триада если и знаменует собой синтез, то лишь в моралистическом смысле: логика исторического развития коварна и непредсказуема, пытаться приноровиться к ней бессмысленно, созидание в любой миг может обернуться разрушением, поэтому единственно надежный ориентир — жить по совести.

Групповой портрет с дамой (Gruppenbild mit Dame. 1971)

_ роман, в котором писатель, отказавшись от привычной исповедально-лирической повествовательной манеры и выведя на первый план фигуру фиктивного рассказчика, предпринимает наиболее масштабную попытку художественного освоения немецкой истории XX в., построенную на отчасти пародийном приеме «расследования» одной судьбы. В центре повествования — биография и личность Лени Груйтен, женщины во многих отношениях незаурядной, с завидным упорством желающей жить не по гласным и негласным общественным установлениям, а исключительно по зову чувств и велению совести: в годы войны она не убоялась полюбить военнопленного советского офицера, в условиях ФРГ конца 1960-х гг. ни от кого не таит своей связи с иностранным рабочим, турком, который к тому же много ее моложе. Более других бёллевских персонажей выламываясь из норм художественной типичности, эта героиня — автор неоднократно намекает на ее сходство с Девой Марией — ореолом человечности высвечивает нравственное убожество тех «типических обстоятельств», в которые сплошь и рядом ставит людей новейшая история.

Произведения

Собрание сочинений: В 5 т. / Под ред. А. В. Карельского и др.; Сост. и вступ. ст. И. М. Фрадкина. — Т. 1—4.— М.: Худож. лит., 1989—1996; Каждый день умирает частица свободы: Художественная публицистика / Предисл. Т. Л. Мотылевой. — М.: Прогресс, 1989.— 365 с.; Под конвоем заботы / Вступ. ст. и пер. М. Рудницкого. — Иностр. лит., 1988, № 11, с. 3—100; № 12, с. 20—107; Романы: В 2 кн. — Кишинев: Лумина, 1987. Werke: Romane und Erzählungen: In 4 Bd. / Hrsg. von B. Balzer. — Bornheim-Merten: Lamuv Verl.; Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1987; Werke: Hörspiele, Theaterstücke, Drehbücher, Gedichte, Interwiews, Essayistische Schriften und Reden: In 5 Bd. / Hrsg. von B. Balzer.— Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1978; Der Engel schwieg / Nachw. von W. Bellman,— Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1992.— 200 S.

Литература

Рожновский С. Генрих Бёлль.— М.: Высш. шк.. 1965.— 103 с.; Роднянская И. Мир Генриха Бёлля.- Вопросы лит., 1966, № 10, с. 69-104. Böll: Unterschlingen zum Werk / Hrsg. von М. Jurgensen. — Berlin; München: Francke, 1975.— 182 S.; In Sachen Böll: Ansichten und Finsichten / Hrsg. von М. Reich-Ranicki.— Köln; Berlin: Kiepenheuer & Witsch, 1968.- 347 S.; Schwarz W. J. Der Erzähler Heinrich Böll. Seine Werke und Gestalten.-Bern-München: Francke, 1967.- 129 S.; Wirth G. Heinrich Böll.- Berlin: Union Verl., 1967.- 248 S.

Вернуться к оглавлению