Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ТОМАС МАНН (THOMAS MANN. 1875-1955)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился в старинном провинциальном портовом городе Любеке. Брат Генриха Манна. Многие представители семьи Маннов принимали участие в управлении этим городом. Окончив гимназию, Т. Манн поселяется в Мюнхене, крупном культурном центре Германии, куда после смерти отца переехала вся семья. Здесь он посещает университет, увлекается литературой, музыкой, историей и философией, изучает искусство античности, средневековья и Возрождения. Многие годы жизни писатель провел за пределами Германии. Томас Манн был не только автором всемирно известных произведений, но и защитником демократической культуры, борцом за мир и сотрудничество между народами. В своих произведениях он стремится разрешить проблемы большого социально-политического значения. Судьбы немецкого народа, историческая ответственность интеллигенции, роль и значение искусства, место художника в обществе — постоянные темы его произведений. Когда в Германии к власти пришли фашисты, Томас Манн был вынужден покинуть страну и уже никогда не возвратился на родину. Гитлеровцы пытались истребить даже память о нем, лишили его гражданства, его произведения были изъяты из библиотек. В книгах и статьях, написанных в изгнании, в публичных выступлениях писатель гневно осуждал фашизм. «Положите этому конец, раздавите гадину», — призывал он, обращаясь к немецкому народу. Особенного размаха его антифашистская деятельность достигла в годы Второй мировой войны. Т. Манн известен и как теоретик литературы и искусства. Ему принадлежит ряд критических статей, анализирующих творчество немецких и зарубежных писателей и музыкантов. Он прекрасно знал и любил классическую русскую литературу, оказавшую заметное влияние на его собственное творчество. Художник большого дарования, Томас Манн создал монументальные произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

Будденброки (Buddenbrooks. 1901)

— роман, в котором на примере одной семьи Томас Манн художественно воссоздал историю немецкого бюргерства с начала XIX в. до середины 1870-х гг., когда Германия уже стояла в преддверии империализма. Жизнь представителей четырех поколений семьи Будденброков показана от периода расцвета фамильной фирмы до ее распада. Повествуя о вырождении некогда славного рода, сожалея об уходящем в прошлое неторопливом, размеренном и достойном человека укладе бюргерской жизни, автор показал неизбежность и необратимость перемен в хорошо знакомой ему среде, торжество буржуа новой формации и свойственные этому буржуа качества: эгоизм, отсутствие духовных интересов, страсть к наживе. Т. Манн раскрыл враждебность буржуазии начала эпохи империализма искусству, науке, свободе личности, показал ложь и фарисейство, определяющие ее мораль.

Новеллы

— отличаются совершенством формы и глубиной психологического анализа. В них воссоздана общественная атмосфера Германии на рубеже двух столетий, раскрыт огромный мир человеческих чувств и отношений. Герои многих произведений, по выражению Томаса Манна, — «заблудившиеся бюргеры», вступившие в конфликт с буржуазным обществом. Тема новеллы «Тристан» (1902) несовместимость буржуазной пошлости и искусства, подлинной красоты. В туберкулезный санаторий, расположенный высоко в горах, приезжает очаровательная Габриэлла Клетерьян — жена богатого купца. В нее влюбляется чудаковатый, никому не известный писатель Спинель. Однажды вечером, оставшись с ней наедине, он уговаривает ее сыграть «Тристана» Вагнера. Страсть, звучащая в музыке, потрясает Габриэллу. У нее начинается обострение болезни, и вскоре она умирает. Писатель раскрывает глубину внутреннего мира художника, величие и незащищенность подлинного чувства, гибнущего при столкновении с грубой и безжалостной действительностью. Изображение жестокой и агрессивной силы, враждебной всему прекрасному, Томас Манн распространяет и на сферу чувств. Конфликт художника с обществом исследован также в новелле «Тонио Крёгер» (1903). Сложнейший комплекс проблем — природа прекрасного, истоки творческого вдохновения, ответственность человека перед другими, соотношение совершенства и морального начала в искусстве, обреченность красоты на поругание — поставлен в новелле «Смерть в Венеции» (1912). В ней рассказывается о роковой одержимости стареющего писателя красотой, нашедшей физическое воплощение в облике мальчика-поляка. Эта новелла относится к шедеврам «малой прозы» писателя. Действие другой замечательной новеллы Томаса Манна — «Марио и волшебник» (1939) разворачивается на итальянском курорте. Омерзительный шарлатан Чиполо показывает фокусы, пересыпая их потоком фраз, заимствованных из прессы Муссолини, и попутно издевательски шутит над «маленьким человеком» — кельнером Марио. Чиполо — олицетворение ненавистного Манну фашистского духа; убивая фокусника, Марио не только мстит за свое унижение — его акция символизирует конец, уготованный силам зла, стоящим за Чиполо.

Волшебная гора (Der Zauberberg. 1924)

— роман, в котором выведены различные представители европейского общества начала XX в. Главное действующее лицо — Ганс Касторп, потомок старинной бюргерской семьи. Оказавшись в высокогорном туберкулезном санатории в Швейцарии, Ганс вживается в мир болезни, что дает ему возможность на «законном» основании отказаться от какой-либо полезной деятельности. Приехав на три недели, он проводит здесь семь долгих лет. Однако его попытка укрыться от действительности терпит крушение. Вопреки своей воле Ганс Касторп вынужден вернуться в мир реальных отношений и событий. В последний раз он появляется на страницах романа в серой солдатской шинели и уходит, чтобы погибнуть на фронте империалистической войны. Санаторий и его обитатели олицетворяют в изображении Томаса Манна различные формы духовного недуга, охватившего Европу накануне кровавой бойни, а жизнь Ганса Касторпа во многом предвосхищает судьбу тех, кто в 20-е гг. пытался уйти от насущных вопросов времени и тем самым открывал путь силам реакции, развязавшим Вторую мировую войну.

Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar. 1939)

— роман, описывающий встречу старого Гёте с Шарлоттой Кестнер, которую он любил в юности и образ которой запечатлел в романе «Страдания юного Вертера». В 1816 г., состарившись, Шарлотта приезжает в Веймар. Еще до встречи с Гёте она выслушивает рассказы о нем его друзей и близких. Томас Манн изображает в романе Германию периода национально-освободительных войн и первого десятилетия после падения Наполеона, город Веймар, придворные круги и богатых бюргеров. Здесь представлены люди различных поколений в их взаимоотношениях на рубеже двух эпох. Роман интересен композицией, дающей возможность показать великого поэта с различных точек зрения — каждый раз в восприятии того, кто о нем рассказывает. Прибегая к искусной стилизации, Томас Манн воссоздает язык конца XVIII — начала XIX в., позволяя читателю почувствовать сам дух Далекой эпохи. Гёте предстает в романе не только как поэт, но и как мыслитель, ученый, Умудренный опытом и знанием человек.

Доктор Фаустус (Doktor Faustus. 1947)

— роман, изображающий духовную эволюцию немецкого общества с конца 80-х гг. прошлого столетия до середины нашего века. Герой произведения Адриан Леверкюн — гениальный музыкант, ради своего искусства живущий затворником, не желает знать о событиях, происходящих в стране. Одиночество и сознание своей разобщенности с эпохой и народом перерастают в трагедию Леверкюна. В юности он заразился болезнью, которая неотвратимо разрушает его психику, являясь одновременно и причиной непосильных для разума вспышек творческого озарения. В помраченном сознании Леверкюна катастрофы эпохи странным образом сопрягаются с его музыкой и с ним лично. Ему начинает казаться, что он несет гибель всему, что любит, что ему дорого, к чему он Позволил себе прирасти сердцем; его композиции становятся все более совершенными и все более мрачными в своей внечеловеческой безысходности. В итоге творчество Леверкюна становится свидетельством всеобщего недуга, каковым является фашизм, — и одновременно скорбной песнью о больном времени. Написав свое последнее произведение на смерть любимого племянника — «Страсти Фауста», Леверкюн сходит с ума. Параллельно с повествованием о Леверкюне в романе дана реалистическая панорама эпохи, представлены те общественные слои, которые составляли главную опору германского фашизма. Роман написан в форме дневника друга Леверкюна Серенуса Цейтблома, который заканчивается рассказом об окончательном поражении фашистской Германии. «Тишайший» Цейтблом, столь же здравомыслящий, сколь безумен Леверкюн, воплощает несостоятельность бюргерского сознания перед лицом страшных событий, о которых сам же он повествует: он не способен не только противостоять им, но даже осмыслить в историческом плане их истинные причины. Можно полагать, что образом Цейтблома Томас Манн окончательно рассчитался с иллюзиями, которые в свое время питал относительно реальной значимости бюргерского здравомыслия своих соотечественников. Роман «Доктор Фаустус» — художественно-философское осмысление этических корней германского фашизма и того морального климата, что позволил фашистам прийти к власти.

Иосиф и его братья (Joseph und seine Brüder. 1933—1943)

— тетралогия, сюжетной основой которой стал библейский миф об Иосифе Прекрасном. Значительное по философскому содержанию, блестящее и своеобразное по стилю, это произведение насыщено огромным историческим материалом, изобилует выразительными картинами жизни и взаимоотношений людей далекого прошлого (XIV в. до н.э.), психологически убедительными их характеристиками. Томас Манн был свидетелем разгула реакции и мракобесия на своей родине во время фашистского господства, и, развертывая обстоятельнейшее повествование о становлении личности Иосифа и о том, как его герой утвердил себя в мире и в истории, писатель проводит гуманистическую мысль о неизбежности победы созидательных сил, светлого разума и человечности над низменной стихией жестокости, разрушения, нравственного хаоса. Иосиф в изображении Манна не абстрактное воплощение нравственных идеалов, а живой и привлекательный мальчик, юноша, муж, не лишенный и обычных человеческих слабостей: он тщеславен, избалован отцом, нередко лукав. Но источник его обаяния прежде всего в жизнеутверждающем, светлом настрое души. Именно поэтому Иосиф преодолевает невероятные превратности судьбы: сын любимой жены Иакова Рахили, он брошен в колодец братьями, боявшимися его возвышения; проданный в рабство, он попадает в дом египетского сановника Петепре, где успешно служит, но, оклеветанный его женой, оказывается в тюрьме. Однако Иосифу удается не только освободиться, но и стать ближайшим советником фараона, посвятить жизнь политическим и экономическим реформам, спасающим народ от голодной смерти. Роман кончается примирением Иосифа с братьями. Основными философскими положениями, художественно воплощенными в тетралогии, являются несостоятельность фашистского культа мифа как антирационального начала в человеческом сознании, соотнесение генезиса мифа с событиями реальной истории, в связи с чем утверждается значение мифа для познания человека и самой истории; необходимость гармонии в отношениях между отдельными людьми и обществом в целом. Отличающийся поистине эпическим размахом и энциклопедическим богатством фактического материала, роман-миф об Иосифе Прекрасном написан на высочайшем уровне художественного мастерства, сплавившего различные типы письма и приемы выражения действительности средствами слова — от сочного бурлеска до изысканной патетики.

Произведения

Собрание сочинений: В 10 т. / Под ред. H. H. Вильмонта, Б.Л.Сучкова; Вступ. ст. Б. Сучкова.— М.: Гослитиздат, 1959—1961; Будденброки: История гибели одного семейства / Пер. Н.Ман; Вступ. ст. Н. Вильмонта. — М.: Худож. лит., 1969. — 639 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом / Пер. С.Апта; Предисл. H.H. Вильмонта.— М.: Худож. лит., 1975.— 607 с.; Иосиф и его братья: В 2 т. / Пер. С.Апта.— М.: Худож. лит., 1968; Новеллы; Лотта в Веймаре / Вступ. ст. Н.Павловой.— М.: Правда, 1986,— 557 с.; Художник и общество: Статьи и письма / Сост., Послесл. и примеч. С.Апта; Послесл. И. Голика. - М.: Радуга, 1986.- 440 с. Gesammelte Werke: In 12 Bd.— Berlin: Aufbau-Verl., 1956; Buddenbrooks: Verfall einer Familie.— 3. Aufl.- М.: Verl. f. fremdspr. Lit., 1963.- 685 S.; Doktor Faustus. - Berlin: Aufbau-Verl., 1961.-689 S.; Erzählungen,- Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1964,- 1009 S.; Lotte in Weimar.- М.: Verl. f. fremdspr. Lit., 1957.— 418 S.; Der Zauberberg. — Berlin: Aufbau-Verl., 1953.— 1034 S.

Литература

Адмони В., Сильман Т. Томас Манн: Очерк творчества.— Л.: Сов. писатель, I960.— 351 с.; Апт С. К. Над страницами Томаса Манна: Очерки.— М.: Сов. писатель, 1980.— 392 с.; Апт С.

Томас Манн. — М.: Мол. гвардия, 1972. — 349 с. — (Жизнь замечат. людей); Вильмонт H. H. Шесть плодов о Томасе Манне.— В кн.: Вильмонт H.H. Великие спутники, М., 1966, с.401—588; Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь: Пер. с нем. / Предисл. С В. Рожновского. — М.: Прогресс, 1981.— 301 с.; Кургинян М. С. Романы Томаса Манна: Формы и метод. — М.: Худож. лит., 1975. — 333 с., Генрих Манн — Томас Манн: Эпоха, жизнь, творчество: Переписка, статьи / Сост., автор Послесл. и коммент. Г.Н.Знаменская; Пер. С.Апта.— М.: Прогресс, 1988.— 491 с.; Русакова A.B. Томас Манн.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.— 182 с. Berendsohn W. A. Thomas Mann — Künstler und Kämpfer in bewegter Zeit. — Lübek: Schmidt-Römhild, сор. 1965.- 259 S.; Kurzke H. Thomas Mann: Epoche.- Werk.- Wirkung.- München: Beck, 1985.— 348 S.; Middell E. Thomas Mann. Versuch einer Einführung in Leben und Werk. — 2. Aufl. — Leipzig: Rečiam, 1968.— 300 S.; Stresau H. Thomas Mann und sein Werk.— Frankfurt a. М.: Fischer, 1963.— 284 S.

Вернуться к оглавлению