Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (ERNST THEODOR AMADEI HOFFMANN. 1776-1822)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

- крупнейший мастер немецкого романтизма, жил и творил в пору реакции, когда многие писатели Пытались укрыться от мрачной современности в царстве романтики и мечты. Но в его творчестве фантастика переплетается с реалистическим и сатирическим изображением окружающего мира. «Гофман со своими фантастическими карикатурами всегда и неизменно держится земной реальности», — писал о нем Гейне. Эта двуплановость так же, как и образ двойника, встречается во многих произведениях Гофмана. Причудливая фантастика Гофмана порой несет на себе печать мрачных и болезненных настроений, которые впоследствии были подхвачены писателями-декадентами.

Гофман, острый сатирик-реалист, выступает против феодальной реакции, мещанской ограниченности, тупости и самодовольства немецкой буржуазии. Именно это качество высоко ценил в его творчестве Гейне. Герои Гофмана — скромные и бедные труженики, чаше всего интеллигенты-разночинцы, страдающие от тупости, невежества и жестокости окружения.

Золотой горшок (Der goldene Topf. 1815)

— повесть, в которой двуплановость творчества Гофмана — смешение фантастики и злободневной сатиры — проявилась особенно ярко. Героя, бедного студента Ансельма, вечно преследуют неудачи. Однажды, сидя под кустом бузины у реки, он замечает трех золотых змеек, которые поют и танцуют. Чешуйки на них звенят, как колокольчики. Очарованный Ансельм влюбляется в змейку с синими глазами. Через некоторое время его приглашают в дом к скучному и брюзгливому архиввриусу Линдгорсту переписывать арабские рукописи. Постепенно он узнает, что архивариус Линдгорст — сказочный король, повелитель саламандр, изгнанный из своего царства злодеем Фосфором, что три змейки — его дочери и младшая, Серпентина, должна быть освобождена от колдовства любовью благородного юноши, которому она принесет в приданое волшебный золотой горшок. В доме архивариуса влюбленный Ансельм переживает самые необычайные и фантастические приключения, переносясь все время из скучных, серых будней в волшебное и сверкающее царство саламандр.

Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches genannt Zinnober. 1819)

— сатирическая сказка, яркая пародия на быт и нравы раздробленной Германии начала XIX в. У бедной крестьянки Лизы родился ребенок-урод. Сжалившись над несчастным, добрая фея помещает на лысом темени ребенка три волшебных волоска. Отныне крошка Цахес, злобный и отвратительный карлик, кажется всем прекрасным и мудрым, ибо в силу волшебства ему приписывают добрые качества окружающих его людей. Так, без всяких заслуг подымаясь со ступеньки на ступеньку, крошка Цахес становится всесильным министром карликового государства. Но наконец находится смельчак, романтический поэт Бальтазар, который узнает тайну урода и выдирает волшебные волоски. Представ теперь перед всеми в истинном свете, крошка Цахес находит жалкий конец: он тонет в ночном горшке. В этой новелле-сказке Гофман высмеивает ничтожество немецких карликовых государств и деятелей, мнящих себя, подобно крошке Цахесу, вершителями великих дел.

Серапионовы братья (Die Serapionsbrüder. 1819—1821)

— сборник Гофмана, в который вошли новеллы 1815—1821 гг., связанные в единое целое обрамляющим текстом. Юные друзья, называющие себя Серапионовыми братьями, собираются каждую неделю и беседуют об искусстве, музыке, литературе. Они читают друг другу собственные рассказы и обсуждают их. Мотивы этих рассказов впоследствии легли в основу целого ряда произведений других писателей, композиторов. Содержание цикла удивительно разнообразно. В нем объединены фантастические новеллы, исторические рассказы и произведения, посвященные современности.

Записки кота Мурра (Lebensansichten des Katers Murr. 1820—1822)

— роман, в котором дана яркая сатирическая картина Германии 20-х гг. XIX ст. Роман распадается на два самостоятельных повествования. Одно из них ведется в форме дневника полубезумного капельмейстера Крейслера, который рисует действительность фантастическими красками. Другая часть романа представляет якобы записки кота. Композицией и стилем Гофман разграничивает характерные для его творчества два плана — романтический и филистерский: взволнованное, страстное описание жизни и страданий великого музыканта можно без труда отличить от пародийно высокопарного стиля «автобиографии» кота Мурра, воплощающего в себе немецкого мещанина со всеми его типичными чертами: узостью взглядов и самодовольством, глупостью и сентиментальностью, прикрывающей душевную черствость. Описывая похождения Мурра, его сближение сначала с кружками котов, потом с обществом собак, Гофман с едким сарказмом и иронией изображает нравы современного ему общества. Он рисует студенческие организации «буршеншафты» (коты) и свирепое преследование реакционерами (собаками) всего сколько-нибудь прогрессивного. Роман, печатавшийся по частям, вызвал яростные нападки. Многие реакционеры угадали себя в изображенных Гофманом псах. Опасаясь мести, писатель вынужден был прервать работу над романом и поместил в газетах объявление, что его герой трагически погиб во время катастрофы; «Записки кота Мурра» остались незаконченными.

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. / Под общ. ред. и с Предисл. П.С.Когана.— М : Недра, 1929—1930; Собрание сочинений: В 6 т. / Редкол.: А. Б. Ботникова, А.С.Дмитриев, А. В. Карельский, М.Л.Рудницкий. — Т. 1, 2, 3.— М.: .Худож. лит., 1991 — 1996; Избранные произведения: В 3 т. / Вступ. ст. И Миримского. — М.: Гослитиздат, 1962; Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах; Повести и рассказы / Вступ. ст. И. Миримского. — М.: Худож. лит., 1967. — 774 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Новеллы / Вступ. ст. А. Карельского. — М.: Правда, 1991. — 477 с.; Крейслериана; Житейские воззрения кота Мурра; Дневники / Изд. подгот. И.Ф. Бэлза, А. С. Големба, О. К. Ложнова. — М.: Наука, 1972.— 664 с.— (Лит. памятники); Эликсиры сатаны / Изд. подгот. Н.А.Жирмунская, А Г.Левинтон, H.A. Славятинский.— Л.: Наука, 1984.— 286 с.— (Лит. памятники). Poetische Werke: In 6 Bd. — Berlin: Atifbau-Verl, 1958; Werke: In 3 Bd. / Ausgew. und eingel. von G. Schneider. — 5 Aufl. — Berlin; Weimar: Aufban-Verl, 1976; Auswahl / Сост. и Предисл. Ю. Архипова; Послесл. и коммент. А. Ботниковой. — М.: Raduga, 1984. — 550 S.; Lebensansichten des Katers Murr. — Berlin: Aufbau-Verl., 1958.- 522 S.

Литература

Берковский H. Я. Э. Т. А. Гофман.— В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии, Л., 1973. с. 463-538; Герцен А. И. Гофман.- Собр. соч., М., 1954, т. 1, с. 62-80; Э. Т. А. Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы: Пер. с нем. / Сост., авт. Предисл., Послесл. и вступ. текстов к разделам К. Гюнцель. — М.: Радуга, 1987.— 462 с.; Житомирская 3. В. Э.Т. А. Гофман: Библиогр. рус. пер. и крит. лит. о нем. — М.: Книга, 1964. — 130 с.; Миримский И. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман. — В кн.: Миримский И. В. Статьи о классиках, М., 1966, с. 79—132; Художественный мир Э.Т. А. Гофмана: Сб. статей / Редкол.: И.Ф. Бэлза и др.— М.: Наука, 1982.— 295 с. Beardsley C. M. E. T. A. Hoffmann. Die Gestalt des Meisters in seinen Märchen. — Bonn: Bouvier, 1975. — 200 S.; E.T. A. Hoffrnann. Leben und Werk in Briefen, Selbstzeugnissen und Zeitdokumenten / Hrsg. v. K. Günzel. — Berlin: Verl. der Nation, 1976.— 563 S.; Safranski R. E.T. A. Hoffmann: Das Leben eines skeptischen Phantasten. — München: Hanser, 1984. — 533 S.

Вернуться к оглавлению