Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ФРИДРИХ ГЕЛЬДЕРЛИН (FRIEDRICH HÖLDERLIN. 1770-1843)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— писатель, творчество которого явилось своеобразным связующим звеном между классицизмом И романтизмом. Горячий приверженец Великой французской революции, Гельдерлин мечтал о свержении монархического режима в Германии и горячо сочувствовал освободительной борьбе угнетенных народов. Французская революция обусловила увлечение поэта идеями демократического правления по образцу античности. Сложные связи Гельдерлина с веймарским классицизмом сильно повлияли на его творческие искания. Творчество его было предметом споров и дискуссий среди современных немецких поэтов и получило окончательное признание только после смерти. Он умер от душевной болезни, мучившей его всю жизнь.

Стихотворения

— отличаются глубиной философской мысли, изысканностью формы и музыкальностью. Ранние стихи Гельдерлина пропитаны пафосом революционной борьбы. Таков «Гимн свободе», написанный под впечатлением французской революции 1789 г., а поэтическая мудрость «Песни судьбы» Вдохновила Брамса на создание музыкального произведения. Высоким совершенством формы в сочетании с гражданственностью отличаются оды в античных размерах («К немцам», «Судьба»,

«Природа», «Паркам», «Молодым поэтам»). Пантеистическая натурфилософия лежит в основе лирических образов песен и од Гельдерлина, посвященных Диотиме. Под этим именем он воспел Сюзетту Гонтар, жену банкира, у которого он был домашним учителем; с Сюзеттой его трагически разлучили («Песнь о прощении», «Разлука», «Прощание», «Жалоба Меноне Диотиме» и др.).

Гиперион (Hyperion. I797-1799)

- единственный роман Гельдерлина, выразивший свободолюбивые устремления писателя, его сочувствие угнетенным, отвращение к феодальному строю. Действие романа происходит в современной Гельдерлину Греции, где в то время нарастало народно-освободительное движение против османского ига. Юный грек Гиперион, поэт и мечтатель, вдохновляется патриотическими идеями своего поколения. Он оставляет невесту Диотиму и отдает все силы родине и народной борьбе — принимает участие в сражении при Чесме. Раненого Гипериона спасают русские моряки. После долгих скитаний он попадает в Германию. Гельдерлин с отвращением описывает реакцию и отсталость, которые царят в Германии, и устами своего героя выносит им суровый приговор. Наконец Гиперион получает возможность вернуться на родину. Но Греция повержена, и Диотима умерла. Роман, написанный в эпистолярной форме, воспринимается как лирический, подкупающий своей искренностью человеческий документ. Проза Гельдерлина отличается исключительной поэтичностью, ритмичностью и музыкальностью.

Смерть Эмпедокла (Der Tod des Empedokles. 1798—1799)

— трагедия, герой которой древнегреческий философ Эмпедокл, уроженец острова Сицилия, принимает участие в политической борьбе, развернувшейся на его родине. Враги изгоняют его из города, и он, предпочитая смерть измене убеждениям, бросается в огнедышащий кратер Этны. Этой пьесе присущи глубокий гуманизм и гражданский пафос, с особой силой выраженные в образе Эмпедокла.

Произведения

Сочинения / Сост. и Вступ. ст. А.Дейча. — М.: Худож. лит., 1969. — 543 с.; Гельдерлин Ф. Гиперион; Стихи; Письма. Гонтар С. Письма Диотимы / Изд. подгот. Н.Т.Беляева.— М.: Наука, 1988.— 717 с.— (Лит. памятники); Смерть Эмпедокла / Предисл. А.В.Луначарского.— М.; Л.: Academia, 1931.- 134 с. Werke: In 2 Bd. / Ausgew. und eingel. von H. Greiner-Mai. — Weimar: Volksveil, 1963; Hyperion oder der Eremit in Griechenland.— Leipzig: Rečiam, 1953.— 144 S.; Der Tod des Empedokles / Hrsg. u. mit e. Nachw. von H. Schumacher. — Zürich: Classen, 1946.— 96 S.

Литература

Берковский H.Я. Гельдерлин.— В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии, Л., 1973, с. 263— 323; Дейч А. И. Судьба Фридриха Гельдерлина.— В кн.: Дейч А. И. Судьбы поэтов, М., 1974, с. 13—80; Протасова К. С. Фридрих Гельдерлин. Его время, жизнь и творчество. — В кн.: Зарубежная литература, М., 1962, с. 3—226. Binder W. Hölderlin-Aufsätze. — Frankfurt a. М.: Insel, 1970.— 401 S.; Haussermann U. Friedrich Hölderlin in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. — Hamburg: Rowohlt, 1967.— 178 S.

Вернуться к оглавлению