Наши партнеры

inflatable yellow duck
Беспроцентные кредиты

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

- величайший немецкий поэт, родился во Франкфурте-на-Майне в бюргерской семье; получил превосходное по тому времени образование, рано овладел многими языками, живыми и классическими, интересовался физикой, естествознанием, историей. Пятнадцати лет Гёте поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Впоследствии он закончил курс обучения в Страсбурге. Поэт, драматург и прозаик, человек энциклопедических познаний, Гёте был и крупнейшим ученым. На литературное поприще он вступил рано. Его юношеские произведения, в которых с особой силой прозвучали идеи, воодушевлявшие передовую молодежь Германии того времени, нашли горячий отклик не только на родине поэта, но и за ее пределами. Гёте возглавил течение молодой немецкой литературы, которое вошло в историю под названием «Буря и натиск». Это движение отразило всеобщий рост недовольства феодальными порядками, обусловленный обострением социальных противоречий в мелкодержавной Германии. Оппозиционность княжескому абсолютизму проявилась в творчестве «бурных гениев» в самых различных формах. В стихах и поэмах «бурные гении» отвергали пассивность и смирение, требовали от литературы изображения ярких и сильных страстей и характеров. Выступали они также против подражательной культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции национального искусства. Однако в середине 70-х гг. в мировоззрении и творчестве Гёте произошел перелом. Он принял предложение герцога Веймарского переехать в его резиденцию и прожил в Веймаре до конца жизни. Противоречия между передовыми устремлениями Гёте и его положением придворного поэта и министра нашли отражение и в его творчестве. Гёте стал зрелым писателем задолго до Великой французской революции 1789—1793 гг. Его последние произведения написаны уже в начале 30-х гг. XVIII в. Поэтому творчество Гёте является как бы зеркалом переходной эпохи, когда рушился феодальный строй и создавался строй буржуазный. Художник необычайной творческой силы, Гёте писал в самых различных литературных жанрах, выступая всегда как новатор. Ему принадлежит заслуга создания немецкой современной исторической драмы, современного романа и лирики.

Стихотворения

Гёте — великий лирик мировой литературы. Его стихи, в основе которых часто лежат законы народной поэзии, отличаются глубиной мысли, философичны по содержанию, с необычайной силой и яркостью раскрывают мир чувств. Ранние лирические стихотворения воплотили юношеские переживания поэта, его любовь («Фридерике Брион»), жизнерадостность («Майская песнь»), оптимизм («Новая любовь, новая жизнь»), глубокое понимание природы («На озере», «Вечерняя песнь охотника») и т. д. В балладах Гёте широко использует фольклорные сюжеты, популярные в Германии («Фульский король», «Рыбак», «Лесной царь» и др.). В более поздний период Гёте пишет философские баллады. В них он защищает права личности, выступает против классовых и религиозных предрассудков, противопоставляя античную культуру средневековой. Эти стихи, исполненные высокой поэтичности, Гёте направляет против узкого догматизма церкви. Поэт воспевает величие чувств в людях, отвергнутых косным обществом. Таковы баллады «Коринфская невеста», «Бог и баядерка», «Пария» и др. Оды Гёте «Ганимед», «Прометей», «Старому Кроносу» и другие проникнуты тираноборческими настроениями, утверждением духовной мощи человека и его дерзаний. «Римские элегии» — цикл стихов, стилизованных под античные поэтические формы. Эти стихотворения, посвященные природе, искусству, любви, проникнуты жизнелюбием, радостью и мудрой иронией. В стихах, вошедших в «Западно-восточный диван», Гёте запечатлел свои раздумья об эпохе, наступившей после падения Наполеона, о великих политических и социальных потрясениях, которые испытало человечество в период формирования буржуазного общества. Здесь также отразилось увлечение Гёте культурой и искусством Востока, тогда еще мало известными на Западе. С художественной выразительностью и философской силой Гёте раскрыл в «Западно-восточном диване» неповторимое своеобразие поэтики стран Востока. В образе мудрого жизнелюбца поэта Хатема отразились черты самого Гёте. Поэзия Гёте обогатила немецкий язык и немецкое стихосложение новыми образами, словосочетаниями, рифмами и размерами. Прелесть стихов Гёте высоко ценили Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский.

Гец фон Берлихинген с железной рукой (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand. 1773)

— ранняя драма Гёте, написанная в период «Бури и натиска». В построении и в исторической характеристике образов этой пьесы Гёте следует Шекспиру. Пьеса написана выразительным народным языком и изобилует массовыми сценами, которые воссоздают пестрый быт Германии XVI в. — эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. В образе героя пьесы, мятежного рыцаря фон Берлихингена, который перешел на сторону воююших крестьян, Гёте воплотил устремления передовой бюргерской молодежи своего времени. Пьеса была горячо принята в Германии.

Страдания юного Вертера (Die Leiden des jungen Werthers. 1774)

— роман, проникнутый духом и идеями Гердера и Руссо, переведен на множество иностранных языков и принес автору мировую славу. Герой произведения Вертер — даровитый молодой человек передовыми взглядами и устремлениями Он глубоко страдает от бесправного положения, в котором находилось третье сословие в 70-х гг. XVIII в. Стремясь уйти из общества чванливых, невежественных дворян и ограниченных торгашей-бюргеров, Вертер уезжает в далекую провинцию, пытаясь найти удовлетворение в занятиях искусством. Здесь он влюбляется в молодую девушку Шарлотту. Но она уже невеста другого. Личная и общественная драма Вертера приводит его к самоубийству. Реалистическая сила в изображении картин эпохи, тонкая лиричность и глубина в передаче человеческих чувств и переживаний, богатство философской и социальной проблематики сделали роман шедевром литературы сентиментализма.

Эгмонт (Egmont. 1788)

— трагедия, в основу которой положен эпизод из народно-освободительной борьбы Нидерландов против испанских захватчиков. Главное действующее лицо трагедии — Эгмонт — один из руководителей восставшего нидерландского народа, взятый испанцами в качестве заложника и казненный по обвинению в государственной измене. Отступая от исторического прообраза, Гёте наделил своего героя необычайным благородством и величием души, сделал его пламенным революционером, который жертвует жизнью ради спасения родины. В этой пьесе Гёте создал один из лучших своих женских образов — образ девушки из народа, подруги Эгмонта, Клерхен. Клерхен делает героические попытки спасти своего возлюбленного. Не желая пережить его, она накануне казни Эгмонта кончает с собой. Заключительный монолог Эгмонта, в котором он призывает народ к восстанию, послужил темой для известного музыкального произведения Бетховена.

Рейнеке Лис (Remeke Fuchs. 1794)

— эпическая поэма, написанная гекзаметром, — блистательное обращение автора к традиции животного эпоса, сложившейся еще в средние века. «Рейнеке Лис» — сатира на феодальное общество. Под масками зверей в поэме выведены представители всех сословий: крупные феодалы в образах медведя, волка, барсука и мелкая сошка — зайцы, куры, петухи, синички. В центре поэмы — хитрый лис, который всегда оставляет в дураках своих врагов и противников.

Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre. 1795—1796)

— роман, дающий яркое представление о Германии конца XVIII — начала XIX в., оказавший огромное влияние на формирование традиций немецкого романа. Герой произведения Вильгельм Мейстер, молодой, образованный и одаренный бюргер, тяготится средой, в которой живет. Его не интересуют коммерция, проблемы выгоды, наживы. Он увлекается искусством: живописью, литературой и особенно сценой. Пережив тяжелую личную трагедию, Вильгельм покидает семью и родной город, присоединяется к бродячей актерской труппе и вместе с ней колесит по стране. Так, в непосредственном знакомстве с жизнью, происходит становление личности Вильгельма Мейстера. В романе выведена галерея живых и оригинальных характеров, показаны представители различных общественных слоев, поднято много социальных проблем.

Годы странствий Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre. 1829)

— роман, состоящий из отдельных самостоятельных эпизодов. Герой, Вильгельм Мейстер, отправляется в странствие не только для того, чтобы познать действительность, но и чтобы исправить ее. На страницах книги затрагиваются вопросы землевладения и машинного производства, сельского хозяйства и ремесленного труда. Особое место занимают проблемы педагогики и воспитания человека как полезного члена общества. Вильгельм Мейстер, избравший благородную профессию врача, встречается со своими прежними друзьями и вместе с ними строит планы создания свободной трудовой общины.

Фауст (Faust. 1806-1832)

- гениальное произведение мировой литературы, над которым поэт работал в течение всей жизни. Сюжет для своей трагедии в стихах Гёте заимствовал из «народной книги» XVI в. о докторе Фаусте, маге и чернокнижнике. Около 1773 г. возникает первый вариант «Фауста», так называемый «Прафауст». В ней герой жаждет деятельности, он готов идти на любые испытания, лишь бы прервать удручающе спокойный уклад, вырваться на жизненный простор. Но «Прафауст» остался Незаконченным. Первая часть «Фауста» была завершена в 1801 г., опубликована в 1808 г., вторая закончена за год до смерти. В произведении два основных начала: Фауст, олицетворяющий человека, его разум, его душу, его чувства, дарящие миру жизнь и радость, и Мефистофель, воплощающий потусторонние миры, рок, скепсис, — злое и могущественное божество, которое стремится доказать, что все подчинено его воле, человек же — ничтожный червь. Путь к истинному знанию, к подлинному духовному величию труден и опасен. Судьба посылает Фаусту первое испытание: дьявол появляется перед ним в момент его раздумий и обещает Фаусту вечную молодость и ум, всю глубину познания жизни, обещает радости и наслаждения, но взамен Мефистофель требует от Фауста продать свою душу. Фауст соглашается. Так начинается путь его познания. «Фауст» — произведение о вечном духовном и материальном движении, о высоком назначении человека и его созидательного труда как основе жизни, ибо теория суха, но вечно зелено древо жизни. После великих испытаний и разочарований, изведав падения и взлеты, познав любовь, приобщившись к искусству, испробовав силы в государственной и политической жизни, Фауст обретает внутреннюю гармонию. Высшее счастье и удовлетворение он находит в созидательной деятельности на благо народа. В грандиозном заключительном видении перед Фаустом встает светлая картина будущего, когда властелином земли станет свободный человек. «Фауст» с наибольшей силой воплощает идеи своего века и является с точки зрения поэтического искусства вершиной немецкой поэзии.

Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit. 1811 — 1833)

— автобиография Гёте, доведенная им до 1775 г. В этой книге автор осветил множество исторических фактов, нарисовал портреты ряда выдающихся людей, запечатлел важные события общественной, научной и литературной жизни своего времени. На широком фоне эпохи перед читателем возникает жизнь богатых немецких бюргеров, ремесленников, городской бедноты и мещан. Особое место автор отводит вопросам искусства, эстетики, художественного творчества и литературной борьбы.

Произведения

Собрание сочинений: В 10 т./ Под общ. ред. Н. Вильмонта и др.— М.: Худож. лит., 1975—1978; Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. Н. Вильмонта. — М.: Правда, 1985; Годы учения Вильгельма Мейстера / Пер. С. Г. Займовского; Послесл. Е. Преображенской. — Пермь: Кн. изд-во, 1959.— 547 с.; Западно-восточный диван / Изд. подгот. И.С.Брагинский, А.В.Михайлов.— М.: Наука, 1988. — 894 с. — (Лит. памятники); Из моей жизни. Поэзия и правда / Пер. Н. Ман; Вступ. ст. Н. Вильмонта. — М.: Худож. лит., 1969.— 606 с.; Страдания юного Вертера / Пер. Н.Касаткиной.— М.: Гослитиздат, 1957.— 298 с.; Театральное призвание Вильгельма Мейстера / Изд. подгот. Е.И.Волгина, Н.А.Жирмунская.— Л.: Наука, 1981.— 295 с.— (Лит. памятники); Фауст: Трагедия: В 2 ч. / Пер. H.A. Холодковского; Вступ. ст. А. Белецкого. — М.: Искусство, 1962. — 570 с.; Фауст / Пер. Б.Пастернака; Вступ. ст. и примеч. Н. Н. Вильмонта. — М.: Гослитиздат, 1969.— 510 с.— (Б-ка всемирн. лит.); Фауст. Лирика / Вступ. ст. и примеч. Ал. В. Михайлова. — М.: Худож. лит., 1986.— 767 с.; Эгмонт / Пер. и примеч. В. Нейштадта; Вступ. ст. Н. Вильмонта. — М.: Искусство, 1958.- 91 с. Werke: Berliner Ausgabe: T. 1—21.— Berlin: Aufbau-Verl., 1960—1977; Aus meinem Leben. Dichtung und Wahrheit.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1964.— 1006 S.; Egmont. — Berlin: Volk und Wissen, 1955. — 84 S.; Faust: Der Tragödie erster und zweiter Teil / Mit einer Einl. v. J. Brešan und einem Nachw. v. H. Poschmann.- Berlin: Neues Leben, 1966.- 518 S.; Gedichte / Bearb. v. W. Meschke.— Berlin: Akademie-Verl., 1957.— 208 S.; Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand: Ein Schauspiel.— Leipzig: Rečiam, 1959.- 104 S.; Die Leiden des jungen Werthers: Roman.- М.: Rečiam, 1959.— 137 S.; Reineke Fuchs: In 12 Gesangen.— Leipzig: Rečiam, 1957,— 130 S.; Wilhelm Meisters Lehrjahre.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1970.- 683 S.; Wilhelm Meisters Wanderjahre.- Berlin: Aufbau-Verl., 1953.- 467 S.

Литература

Аникст A.A. Гёте и Фауст: От замысла к свершению.— М.: Книга, 1983.— 270 с.; Аникст A.A. Творческий путь Гёте.— М.: Худож. лит., 1986.— 543 с.; Вильмонт Н. Гёте. История его жизни и творчества.— М.: Гослитиздат, 1959.— 335 с.; Жирмунский В. М. Гёте в русской литературе.— Л.: Наука, 1981.— 558 с.; Житомирская 3. В. Иоганн Вольфганг Гёте: Библиогр. указ. рус. пер. и критич. лит. на рус. яз.— М.: Книга, 1972.— 615 с.; Конради К.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т.: Пер. с нем. / Предисл. и общ. ред. А. Гугнина. — М.: Радуга, 1987; Людвиг Э. Гёте / Пер. с нем.— М.: Мол. гвардия, 1965. — 607 с.— (Жизнь замечат. людей); Тураев С. В. И.В.Гёте.— 2-е изд.— М.: Учпедгиз, 1957.— 152 с.; Эккерман И. П. Разговоры с Гёте / Пер. Н.Ман; Вступ. ст. Н. Н. Вильмонта; Коммент. А. А. Аникста. — М.: Худож. лит., 1981.— 687 с. Friedenthal R. Goethe. Sein Leben und seine Zeit.— München: Piper, 1963.— 771 S.; Goethe. Eine Einfuhrung in Leben und Werk. Unter besonderer Berücksichtigung seiner Jugendzeit.— Berlin: Neues Leben, 1962.— 331 S.; Gundolf F. Goethe. Unveränd. fotomechanischer Nachdruck. — Darmstadt, 1963.— VIII, 795 S.

Вернуться к оглавлению