Наши партнеры
ЛИТЕРАТУРА ВЕНГРИИ
— родился в деревне в семье плотника. Учился в университете, который не окончил из-за отсутствия средств. Его перу принадлежат рассказы, очерки, сказки для детей. Первым зрелым произведением Морица был рассказ «Семь крайцаров», положивший начало его известности. Рассказ впечатляет своей горькой правдой, трагической иронией. В следующих произведениях Мориц правдиво изображает жизнь крестьянства и городской бедноты («Хоть однажды наесться досыта» — так называется один из его рассказов), обличает пороки господствующего класса и чиновников. В последние годы жизни писателя усиливающаяся фашизация страны и ухудшение жизни народных масс заставили его обратиться к мысли о необходимости восстания против помещиков и капиталистов. Невзирая на травлю, Мориц продолжал работать над повестью «Бетьяр» и оставшейся незаконченной трилогией «Шандор Рожа», посвященной легендарному разбойнику, защитнику народа, который принял участие в революции 1848—1849 гг.
Родственники (Rokonok. 1930)
— вершина творчества Морица. Написанный в период экономического кризиса и в условиях контрреволюционного режима Хорти, роман выносит суровый приговор буржуазно-помещичьей Венгрии. Действие романа происходит в вымышленном городке Жаротноке. Описывая его жизнь и нравы, Мориц достигает такой степени типизации, что читатель без труда угадывает, что речь идет о всей хортистской Венгрии 30-х гг. Герой романа Пишта Копьяш — молодой чиновник городской управы — неожиданно назначается городским прокурором. Попав в атмосферу взяточничества и раболепия, Копьяш быстро забывает о своих прежних идеалах. Плутократы из городской верхушки подкупают Пишту, запутывают в сетях шантажа и мошенничества и уже с его помощью продолжают обманывать и грабить простых людей. Слабохарактерный и легко поддающийся соблазнам, Копьяш все же не в состоянии безоговорочно примкнуть к шайке хищников, именующих себя «отцами города». Роман кончается гибелью попавшего в тупик героя.
Барские затеи (Úri muri. 1927-1928)
— роман о провинциальном венгерском дворянстве накануне Первой мировой войны. Наиболее полно этот мир воплощен в образе богатого помещика-самодура Чули. Возникает конфликт между Чули и «культурным землевладельцем» Сакмари. Мечта Сакмари — создание крупнокапиталистических сельских хозяйств, которые, как он полагает, спасут Венгрию от гибели. Однако повсюду, и в среде знакомых помещиков, и в собственной семье, Сакмари наталкивается на яростное сопротивление. Духовно опустошенный, разоренный долгами, разочарованный в жизни, Сакмари кончает жизнь самоубийством. Смерть Сакмари и картина распутной пирушки погрязших в пороках помещиков воспринимается как символ гибели всего помещичье-феодального уклада.
Произведения
Избранное: В 2 т. / Сост. А.
Гидаш; Вступ. ст. О. Россиянова. — М.: Гослитиздат, 1958; Пьесы / Сост.
Б.Гейгер; Вступ. ст. И.Липпаи.— М.: Искусство, 1962.— 514 с.; Барские затеи /
Пер. А. Кун.— М.: Гослитиздат, 1961,— 270 с.; Жужанна в Клагенфурте / Пер. А.
Кун; Предисл. Е. Умняковой. — М.: Худож. лит., 1970. — 238 с.; Родственники:
Роман / Пер. О. Громова, И. Салимона; Предисл. В. Байкова. — М.: Гослитиздат,
1954.— 331 с. Válagatott
elbeszélések / Vál. és szerk. F. Stenczer. —
Литература
Сувиженко Л. И. Жигмонд Мориц и
его время.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.— 152 с.; Умнякова Е. В. Жигмонд
Мориц и современная венгерская литература.— М.: Высш. шк., 1985.— 94
с. Czine М. Móricz
Zsigmond.— 2-ik kiad.— Budapest: Gondolat, 1970.— 189
ol.; Móricz М.
Móricz Zsigmond érkezése.—