Наши партнеры

water park
Беспроцентные кредиты

ДЖОН ОСБОРН (JOHN OSBORNE. 1929-1994)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— драматург. Начинал карьеру в качестве репортера, затем несколько лет был актером одного из маленьких лондонских театров. В начале 1950-х гг., совместно с Э. Крейтоном, написал несколько пьес, которые не были опубликованы. Его подлинным дебютом, а вместе с ним рождением английской драмы «новой волны», стала пьеса «Оглянись во гневе», дата премьеры которой на сцене старинного лондонского театра «Ройял Корт» 8 мая 1956 г. вошла в историю британской сцены как начало принципиально нового театрального летосчисления: на смену традиционной английской салонной мелодраме пришла реальная, неприукрашенная жизнь. Годом позже там же состоялась премьера пьесы Осборна «Комедиант», главную роль в которой сыграл Лоренс Оливье, придавший пьесе масштаб и драматизм, в значительной степени превосходившие авторский замысел. В исторической драме «Лютер» (1961) Осборн вывел героя, высказывающего его собственные суждения и наделенного его верой и идеалами, убежденностью в праве человека на свободную мысль. Еретичество Лютера — вот что привлекло Осборна в этом отдаленном во времени и пространстве человеке, убежденного в собственном праве при любых обстоятельствах оставаться самим собой. 1960-е гг. принесли драматургу много удач: «Неподсудное дело» (1965), как полагают многие критики, лучшее его произведение; «Патриот» (1966), «Время — настоящее» и «Отель в Амстердаме» (обе — 1968). Однако эти пьесы отмечены нарастающим ощущением бесплодности мечтаний, бессмысленности всяческих усилий. Отчужденность героев Осборна от общества приводила к трагическому исходу: общество «поглощало» их, подчиняло себе и в конечном итоге ломало. Сил и желания на бунт становилось все меньше. «Чувство отрешенности» (название пьесы 1973 г.) все больше овладевало его персонажами, с особой силой сказавшись в драме с красноречивым названием «Посмотри, как все рушится» (1975). Под конец жизни Осборн все чаще возвращался памятью к истокам — лично-биографическим и национальным, пытаясь осмыслить их в контексте своей творческой судьбы. Почти полностью отойдя от театра (за все последние годы вышла лишь одна его пьеса, «Deja vu» (1992),— грустно-ироническая история, героями которой становятся персонажи «Оглянись во гневе» — «тридцать лет спустя»), он настойчиво работает над автобиографией, успев закончить два первых тома: «Человек высшего разряда» (1981) и «Почти джентльмен» (1991). Достойно продолжив этот традиционный для британской словесности жанр Джон Осборн, бунтарь и ниспровергатель, под конец жизни выступил истинным традиционалистом.

Оглянись во гневе (Look back in anger. 1956)

— пьеса, ставшая сценическим манифестом умонастроений и чувств не одного Осборна, но ряда английских писателей, заявивших о себе в начале 50-х гг.; после премьеры осборновской драмы критика стала именовать их «рассерженными молодыми людьми». Главный герой Джимми Портер, выходец из мещанской среды, недавний выпускник «краснокирпичного» (т. е. не элитарного Кембриджа или Оксфорда) университета, был воспринят как символ целого поколения молодых англичан. В свои двадцать с небольшим лет он уже перепробовал множество профессий — и, от всего отказавшись, остался в замкнутом пространстве своей квартирки, сотрясая воздух бесконечными монологами, столь же яростными, сколь и беспомощными. Монологами, немногочисленными слушателями (и жертвами) которых становятся его единственный друг Клифф, его жена Элисон и его любовница Хелен. Цинизм, внешняя грубость, постоянное состояние озлобленности сочетаются в герое Осборна с чистотой и щемящей незащищенностью. Мечтая оставить по себе в жизни след, Джимми говорит, что когда-нибудь он создаст книгу «высотой в милю», книгу, написанную «огнем и кровью». Именно так написал свою знаменитую пьесу Осборн, вложив в образ ее главного героя многое из того, что пережил, понял и перестрадал сам. Впоследствии критики не раз обвиняли Осборна в том, что «Оглянись во гневе», в сущности, мало отличается от тех «хорошо сделанных пьес», что писались и ставились до нее. По форме пьеса Осборна достаточно традиционна, однако заложенная в ней страсть, которой, словно динамитом, начинена каждая фраза, сделало пьесу подлинно новаторской, взбудоражившей и английскую сцену, и зрителей, заполнивших театральные залы.

Произведения

Неподсудное дело / Пер. С. Майзельс. — В кн.: Семь английских пьес, М., 1968, с. 381—471;

Пьесы / Пер. под ред. В.А.Харитонова; Послесл. В. А. Ряполовой. — М.: Искусство, 1978.— 287 с. A better class of person: An autobiography, 1929—1956.— London; Boston: Faber, 1981.— 285 p.; The entertainer.— London: Faber, 1957.— 89 p.; Inadmissible evidence.— London: Faber, 1965.— 115 p.; Look back in anger.— London: Faber, 1956.— 96 p.: Luther.— London: Faber, 1961.— 102 p.; Watch it come down.— London: Faber, 1975.— 57 p.

Литература

Ряполова В. Герои Джона Осборна.— В кн.: Вопросы театра, М., 1970, с. 177—196; Шестаков Д. Современная английская драма: (Осборновцы). — М.: Высш. шк., 1968.— 91 с. Carter A. John Osborne. — Edinburgh: Oliver a. Boyd, 1969.— 194 p.; Goldstone H. Coping with vulnerability: The achievement of John Osborne.— Washigton: Univ. press of America, 1982.— VII, 265 p.; John Osborne: «Look back in anger»: A selection of critical essays / Ed. by J. R. Taylor. — London: Macmillan, 1968.— 206 p.; Trussler J. The plays of John Osborne: An assessment.— London: Gollancz, 1969.- 252 p.

Вернуться к оглавлению