Наши партнеры

Новый способ направления командной работы
Беспроцентные кредиты

УИЛЬЯМ ГОЛДИНГ (WILLIAM GOLDING. 1911-1993)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— родился в Корнуолле в семье учителя классической школы. Окончил Оксфордский университет, где сначала изучал естественные науки, затем переключился на английскую литературу. В 1934 г. выпустил сборник слабых стихотворений. Работал школьным учителем в 1939—1940 гг. Во время Второй мировой войны служил в военном флоте (1940—1945). С 1946 по 1961 г. преподавал английскую литературу, религиоведение и философию в средней школе. С 1961 г. стал профессиональным литератором. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1983). Соприкосновение с человеческим варварством во время войны помогло Голдингу проникнуться ощущением бытия Божия и осознать: «В человеке больше зла, чем можно объяснить одним только давлением социальных механизмов». Это побудило писателя к исследованию «тьмы мира», гнездящейся в подсознании человека («первородного греха» на языке Библии), и поискам способов эту «тьму» обуздать. Концепции экзистенциализма и христианства прихотливо сочетались в мировоззрении писателя с его собственными историософскими и антропологическими представлениями, несовместимыми с положениями буржуазно-либеральной философии. Своей художнической практикой он стремился опровергнуть — и небезуспешно — важнейшие постулаты либерализма, а именно: человек изначально добр; вся история человечества есть поступательное, по прямой, восхождение от низшего к высшему, от животного к одухотворенному, т. е. безостановочный прогресс; разум решает все, и рациональный подход в конечном счете всегда торжествует. Действие в притчах Голдинга — романах (часть которых, скорее, отвечает жанровому определению повести) и новеллах — происходит в разные периоды истории человечества. В «Наследниках» (1955) это праистория, времена вытеснения неандертальского человека людьми каменного века. Древний Египет — повесть «Бог-скорпион» (1971), Древний Рим — новелла «Чрезвычайный посол» (1956). События «Шпиля» (1964) разворачиваются в эпоху позднего английского средневековья; трилогии «На край света», состоящей из романов «Ритуалы на море» (1980), «В тесном соседстве» (1987) и «Пожар внизу» (1989),— в эпоху наполеоновских войн. К условной современности относится действие притч

«Повелитель мух» (1954; самая знаменитая книга Голдинга) и «Воришка Мартин» (1956). В «Свободном падении» (1959) и «Пирамиде» (1967) претворен опыт англичан, принадлежащих к поколению автора. Наконец, новейшие — 1960—1970-х гг.— времена с присущими им нравственным мельчанием человека, обострением социального неблагополучия, разгулом лево- и праворадикального терроризма запечатлены в «Зримой тьме» (1979) и «Бумажных душах» (1984). При этом основополагающие художнические принципы Голдинга остаются неизменными. Во-первых, материальность, пластика, вещественность в представлении характеров и исторического времени; отказ от дидактики — «нравственный урок» как бы сам собой вылущивается из рассказанных историй. Поэтому книги Голдинга могут прочитываться на трех, как минимум, уровнях: чисто сюжетном (занимательная история); как нравоописательные повествования, раскрывающие время и личность, этому времени принадлежащую; как философские параболы. Во-вторых, жесткая трактовка изображаемого, которая предполагает признание имманентного зла в мире и человеке, но утверждает способность внутреннего — стихийного или осознанного — сопротивления этому злу как определяющее качество «человека разумного». В структуре притч Голдинга весьма важны персонажи: визионеры, святые, мученики, прозревающие источник атавистического зла в натуре, по словам писателя, «самого опасного из всех животных — человека».

Повелитель мух (Lord of the flies. 1954)

— притча об английских мальчиках, попавших на необитаемый остров, но не укрепившихся там в товариществе и мужественности, как то подобает юным британским джентльменам и было описано в романе «Коралловый остров» (1858) английского писателя Р. М. Баллантайна, с которым полемизирует Голдинг. Напротив, ребята ускоренными темпами «развоспитуются», проходя путь цивилизации в обратном направлении и превратившись в племя, где всем заправляют охотники, бывшие певчие церковного хора, во главе с их старостой Джеком. Охотники якобы охраняют племя от «зверя», которого никто не видел, но все страшатся, и только визионеру Саймону хватает интуиции понять, что «зверь — это мы сами». В подношение «зверю» охотники насаживают на кол посреди поляны свиную голову, и она становится для них своеобразным божеством. Ребята называют ее Повелителем мух, поскольку голову обсаживают мухи, однако Повелитель мух — перевод древнееврейского имени дьявола Вельзевула. Лишь немногие ребята пытаются сохранить верность нормам цивилизованной морали и поведения. Охотники убивают Саймона и мальчика по прозвищу Хрюша, ходячее воплощение слепого рационализма (недаром автор наделяет его феноменальной близорукостью), подчиняют остальных, а на последнего несогласного с ними, Ральфа, устраивают охоту, чтобы водрузить на кол его голову вместо свиной. Лишь устроенный ими при охоте пожар приводит к острову британский крейсер и тем самым спасает Ральфу жизнь.

Шпиль (The spire. 1964)

— притча о возведении огромного шпиля над построенным на болоте собором. Шпиль является в видении настоятелю собора Джослину, и он убеждением, верой, хитростью и соблазном заставляет гениального строителя Роджера Каменщика с его рабочими воплотить свое видение в дереве, металле и камне — вопреки житейским обстоятельствам, природным стихиям и даже законам физики. И только по завершении строительства шпиля Джослин постигает, что ради святой цели погубил человеков, а значит, и собственную душу, что «ничто в мире не свершается без греха». Джослину открывается «ужас перед злом, которое зреет и разрастается всю жизнь, достигая жуткого, непостижимого могущества...». Пластика письма и плотность рисунка Голдинга в этом романе таковы, что на их основе возникает ощущение сгущенной, физически осязаемой атмосферы средневековья с присущей этой эпохе двойственностью, противоположением крайностей во всех областях физического и духовного бытия. Грандиозной метафорой этой двойственности становится сам собор, уподобленный распластанному на земле телу, так что шпиль, исполненный как вознесенная к небу молитва в камне, однозначно приобретает силуэт фаллоса. Великое творение переживает и оправдывает несовершенного творца — таков итог романа.

Ритуалы на море (Rites of passage. 1980)

— роман о плавании из Англии в Австралию в начале XIX в. Повествование стилизовано под дневник, который ведет один из пассажиров, молодой аристократ Эдмунд Тэлбот. В рамках номинального сюжета это — рассказ о корабле, его устройстве, экипаже и пассажирах и взаимоотношениях между ними, четко определенных положением действующих лиц в британской общественной иерархии: джентльмены, офицеры — и прочие. Наблюдения, описания и оценки Тэлбота по ходу повествования слагаются по всеобъемлющую метафору корабля как не просто микромодели общества, но Левиафана империи, столь же громоздко-ненадежного в плавании по водам, сколь Британская империя довикторианской поры — в продвижении сквозь историю. Центральный

—эпизод книги — смерть пастора Джеймса Колли, которого капитан корабля отдает команде на глумление под видом обряда посвящения при пересечении экватора. Желая вразумить тех, кто пскорбил Господа, надругавшись над его служителем, пастор Колли отправляется в кубрик, где его напаивают и склоняют на грех с матросом. Ужаснувшись тому, что он оказался на такое способен, пастор добровольно уходит из жизни. В трактовке автора. Колли губит незнание того, сколь темна душа человека, и слепая вера в разумность существующего миропорядка. Нравственная победа над злом, обретаемая ценой мученической кончины, сближает пастора Колли с мучениками совести у Ф М. Достоевского, а в рамках сюжета преподает юному Тэлботу «урок», способствующий прозрению молодого человека. Во второй и третьей частях трилогии «На край света» многие персонажи «Ритуалов» претерпевают нравственное перерождение, «воспитание чувств» Эдмунда Тэлбота завершается, и корабль, чудом ускользнув от опасностей и стихий, благополучно достигает Австралии.

Произведения

Пирамида / Пер. Е.Суриц.— Иностр. лит., 1996, № 3, с. 115—208; Чрезвычайный посол / Пер

Ю. Здоровова. — М.: Кн. палата, 1990. — 63 с.; Шпиль и другие повести / Предисл. В. Скороденко. — М.: Прогресс, 1981.- 445 с. Lord of the Hies; Pincher Martin; Rites of passage. — London: Faber, 1984.— 517 p.; Lord of the flies; The pyramid; Envoy extraordinary / Сост., предисл и коммент. М.М.Зинде.— М.: Progress, 1987.— 493 р.; The spire.— London: Faber, 1964.— 223 p.

Литература

Ивашева В. Патриарх из Солсбери.— В кн.: Ивашева В. Английские диалоги, М., 1971, с. 352—377. Biles J. I. Talk: Conversations with William Golding. - New York: Harcourt, 1970. - XII, 112р.; Boyd S. The Novels of William Golding.— New York: St. Martin's press, 1988.— XI, 215 p.

Вернуться к оглавлению