Наши партнеры

water city slide
Беспроцентные кредиты

УИЛКИ КОЛЛИНЗ (WILK1E COLLINS. 1824-1889)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— писатель, считающийся основоположником детективного жанра. Коллинз ставит героев в такие положения, когда они оказываются выбитыми из наезженной колеи, когда внешний мир заставляет их переоценить привычные ценности и открыть заложенные в человеке, но ранее не осознававшиеся силы и возможности. Так происходит с героиней романа «Без имени», неопытной и неискушенной девушкой из состоятельной семьи, вынужденной бороться за существование и честь свои и своей сестры. Остросюжетные романы Коллинза, к лучшим из которых относятся «Без имени» (1862), «Армадэл» (1866) и две самые знаменитые его книги — «Женщина в белом» и «Лунный камень», читаются как увлекательные «боевики», построенные по всем законам жанра, хотя в романе «Без имени» важна не столько «тайна», перестающая быть таковой уже в первых главах, сколько напряжение, связанное с последствиями ее раскрытия. Обращение к темам насилия и преступления, изучение природы преступления, в котором у Коллинза отчетливо преобладают факторы социальные, выражало мысль автора о предрешенности трагедии в современном ему обществе. Еще одной важной составляющей произведений Коллинза является их философский подтекст. Давая, как правило, убедительную психологическую и социальную мотивировку поведения персонажей, писатель пытается в более широком философском плане осмыслить, что руководит поступками и судьбами людей. В своем художественном творчестве автор «Армадэл» и «Без имени» вплотную подошел к проблеме личности, границ индивидуального «я», к проблеме добра и зла в их онтологическом смысле, предвосхищая научные и художественные открытия XX в.

Женщина в белом (The woman in white. 1860)

— книга, считавшаяся некоторыми современниками самым популярным романом XIX в. Завязкой драматических событий служит брак Лоры Фэрли с баронетом Персивалем Глайдом, в который Лора, любящая другого человека, вступает, исполняя волю покойного отца, а запутавшийся в долгах Глайд — только для того, чтобы завладеть деньгами жены. Пользуясь беззащитностью Лоры, поверенный ее будущего мужа составляет брачный контракт так, что в случае смерти супруги единственным наследником становится сэр Персиваль, — это и определяет дальнейшее движение превосходно построенного сюжета. Интрига осложняется мотивом тайны рождения Глайда и мотивом двойничества. Баронет подозревает, что Анна Катерик (она и есть загадочная «женщина в белом») знает его тайну. Анна и его жена странно похожи друг на друга, и это обстоятельство используют сэр Персиваль и его друг и вдохновитель заговора граф Фоско, чтобы инсценировать смерть Лоры, уничтожив предварительно Анну. Писатель мастерски воссоздает атмосферу таинственности, присутствия некоей силы, управляющей ходом действия. Он использует при этом весь антураж «готического» романа, правда достаточно его осовременив. На самом деле действие режиссирует граф Фоско, человек циничный, жестокий и корыстолюбивый, которому мужественно противостоит сводная сестра Лоры Мэрион Голкомб. Присущая манере Коллинза документальная точность, помноженная на убежденность в относительности всякого знания, определила композицию книги: повествование строится на показаниях различных лиц, вовлеченных так или иначе в события, разыгрывающиеся в разных местах, но стянутые в единый сюжетный узел.

Лунный камень (The moonstone. 1868)

— роман, с которого ведет свою историю современный детектив. В основу сюжета положена интрига, связанная с расследованием загадочных обстоятельств исчезновения бесценного желтого алмаза, похищенного в свое время полковником Гернкастлем в Индии и завещанного им своей племяннице Рэчел Вериндер. Как и в романе «Женщина в белом», автор предлагает читателям выслушать «свидетельские показания» героев, постепенно высвечивая тайну, раскрывающуюся лишь на последних страницах. Важную роль в ее раскрытии играет феноменально наблюдательный сыщик Кафф — прообраз знаменитого Шерлока Холмса. Ряд загадочных событий мотивирован в книге бессознательными поступками человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения. Писатель смело для своего времени ставит вопрос о границах личности и пределах

(угветственности человека, подвергшегося воздействию наркотика. Коллинз первым из европейских писателей проявил — в рамках художественного произведения — интерес к влиянию на человека его подсознания с таящимися в нем грозными силами. Вместе с тем факт внезапного исчезновения драгоценности в благопристойном аристократическом семействе создает ситуацию, которая выявляет скрывающиеся за безукоризненным поведением и внешним лоском алчность и цинизм.

Произведения

Собрание сочинений: В 5 т.— СПб.: ИЧП Кузнецова «Изд-во „Эпоха"», 1992; Женщина в белом / Пер. Т.Лещенко-Сухомлиной; Вступ. ст. Д. Псурцева. — М.: Раритет, 1992.— 591 с.; Лунный камень / Пер. М.Шагинян; Послесл. В.Ивашевой.— М.: Моск. рабочий, 1980.— 413 с. The works: In 30 vol. - New York: AMS Press, 1970.

Литература

Ивашева В. В. На путях к XX веку [Уилки Коллинз. 1824—1889].— В кн.: Ивашева В. В. «Век нынешний и век минувший...», М., 1990, с. 429—470. Marshall W. H. Wilkie Collins. - New York: Twayne, 1970.- 159 p.; Robinson К. Wilkie Collins: A biography.— London: Davis-Poynter, 1974.— 348 p.

Вернуться к оглавлению