Наши партнеры

water roller ball
Беспроцентные кредиты

УИЛЬЯМ МЕЙКПИС ТЕККЕРЕЙ (WILLIAM MAKEPEACE THACKERAY. 1811-1863)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— один из крупнейших мастеров реалистического романа XIX в. Родился в Калькутте, в семье чиновника, учился в Англии и, еще будучи студентом Кембриджского университета, писал для студенческих журналов. После путешествия по Европе он неудачно занялся коммерческими делами и, потеряв большую часть своего состояния, стал профессиональным журналистом. Теккерей сотрудничал в газетах радикального направления, в сатирических журналах, выпустил ряд очерков. В 1846—1847 гг. он опубликовал «Книгу снобов» — сборник сатирических эссе, разоблачающих национальную болезнь — снобизм в разных его проявлениях. Это произведение положило начало творческому пути большого художника-реалиста. Проницательный и суровый критик буржуазно-аристократической Англии, Теккерей и в романах из современной ему жизни, и в произведениях исторического жанра стремился с правдивостью и беспощадной остротой разоблачать лицемерие, корыстную психологию, аморализм. Творчество Теккерея достаточно пессимистично; писатель не возлагал больших надежа на возможность социального переустройства общества. Теккерей был также талантливым карикатуристом, графиком и большинство иллюстраций к своим книгам делал сам.

Ярмарка тщеславия (Vanity fair. 1848)

— знаменитый роман Теккерея, события которого относятся к началу XIX в. В романе развиваются две связанные друг с другом сюжетные линии. Основное действующее лицо одной из них — Эмилия Седли, наивная и чистая девушка. Большая часть романа посвящена истории ее любви к Джорджу Осборну и их женитьбе, затрудненной многочисленными препятствиями. Вторая, гораздо более острая и яркая сюжетная линия связана с судьбой подруги Эмилии по пансиону — бедной девушки Ребекки Шарп. Авантюристка и лицемерка, мечтающая любыми средствами разбогатеть и попасть в высший свет, Бекки Шарп на пути к достижению цели отбрасывает и совесть, и честь, и жалость к людям. Ее ум, ловкость, внешнее обаяние на время создают ей положение в обществе. Рисуя многочисленные приключения Бекки на широком фоне английской жизни первой половины XIX в., автор убедительно показывает читателю, что его героиня — плоть от плоти общества, представленного в таких типических и полных сарказма образах, как маркиз Стайн — всеми уважаемый государственный деятель, морально нечистоплотный и распутный; сэр Пит Кроули — провинциальный помещик, невежественный и корыстный самодур и грубиян; делец Осборн, готовый принести в жертву денежным расчетам счастье сына, и многие другие «марионетки» на «ярмарке житейской суеты».

История Генри Эсмовда (Henry Esmond. 1852)

— исторический роман из эпохи королевы Анны (начало XVIII в.); написан как мемуары Генри Эсмонда, вспоминающего молодые годы, проведенные в Англии, откуда он, глубоко разочарованный в политической жизни и нравах своей страны, уехал в Америку. Генри Эсмонд, благородный и душевно чистый человек, выглядит наивным и непрактичным в мире политической коррупции, продажности, беспринципности и денежного расчета. Он становится жертвой корыстных интересов своих знатных родственников Каслвудов. Генри был бесконечно предан им, хотя они присвоили его наследство, втянули в якобитский заговор. Претендент на престол, тайно доставленный Эсмондом в Англию и оказавшийся полным ничтожеством, заводит роман с красавицей Беатрисой Каслвуд, которая отвергла преданную и нежную любовь к ней Эсмонда и мечтает женить на себе будущего короля. Теккерей блистательно воссоздает характер эпохи — ее общественный и частный быт, мастерски рисует портреты политических деятелей, которые воплощают в себе цинизм и глубокое равнодушие к истинным интересам страны. На страницах романа возникают портреты писателей Свифта, Аддисона и др.

Ньюкомы (The Newcomes. 1855)

— семейная хроника, богатая разнообразными характерами. Один из самых привлекательных героев романа — художник Клайв Ньюком, ищущий в искусстве независимость от эгоистических интересов своей семьи. Клайн, его кузина Этель, его отец, гуманный по своим убеждениям человек, противостоят в романе резко и выразительно очерченным фигурам других Ньюкомов. Среди последних — Бабушка Кью, классический образец высокомерной светскости и хищной расчетливости; трусливый и низкий владелец фабрики Барис Ньюком; маркиз Фаритош — светский повеса, глупец и невежда, и другие представители общественной верхушки Англии. В романе, отмеченном большой сатирической силой, звучат ранее не свойственные Теккерею сентиментально-примирительные нотки.

Произведения

Собрание сочинений: В 12 т. / Под общ. ред. А.Аникста и др.; Вступ. ст. В.В.Ивашевой.— М.:

Худож. лит., 1974—1980; История Генри Эсмонда, эсквайра, полковника службы ее величества королевы Анны, написанная им самим / Пер. А. Калашниковой; Послесл. А. Аникста. — М.: Правда, 1959.— 548 с.; Ярмарка тщеславия: Роман без героя / Пер. М.Дьяконова под редакцией М. Лорие;

Вступ. ст. Е.Клименко.— М.: Худож. лит., 1968.— 814 с.— (Б-ка всемирн. лит.). The works: In 26 vol.- London: Smith, Elder a. Co., 1899-1907; Henry Esmond.- London: Collins, 1954.- 448 p.; The Newcomes: In 2 vol.- London: Dent, 1962; Vanity fair.- London: Collins, 1954.-640 p.

Литература

Вахрушев B.C. Творчество Теккерея.— Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1984.— 150 с.; Ивашева В. За щитом скептицизма.— В кн.: Ивашева В. «Век нынешний и век минувший...», М., 1990, с. 181-249; Ивашева В. В. Теккерей-сатирик. - М.: Изд-во МГУ, 1958.- 304 с.; У. М.Теккерей:

Творчество. Воспоминания. Библиогр. разыскания / Сост. Е. Ю. Гениева при участии М. Н. Шишлиной. — М.: Кн. палата, 1989. — 487 с.; Теккерей в воспоминаниях современников / Сост., научн. подгот. текста, вступ. ст., коммент. Б. Гениевой. — М.: Худож. лит., 1990.— 526 с.; Форстер М. Записки викторианского джентльмена: Уильям Мейкпис Теккерей / Пер. Т. Я. Казавчинской;

Предисл. Е. Ю. Гениевой. - М.: Книга, 1985.- 368 с. Ray G. N. Thackeray: The uses of adversity, 1811-1846.- New York: McCraw-Hill, 1955.- XIII, 537р.; Ray G. N. Thackeray: The age of wisdom. 1847-1863. - New York: McCraw-Hill, 1958.-XIII, 523 p.

Вернуться к оглавлению