Скрипов Г.С.: О русском стихосложении
Строфа. Назначение ее в произведении и построение ее разновидностей

Строфа. Назначение ее в произведении и построение ее разновидностей

Не раз мы встречались уже со словом строфа. А теперь наша задача - уточнить и углубить это понятие.

Строфой принято называть сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией, говорится в специальном словаре. Из этого и будем исходить в нашей беседе.

До сих пор в бытовой песенной лирике существует слово куплет - это на французский манер произносимое название песенного двустишия или четверостишия, например:

Ну, дружней, звончей, бубенчики, -
Заливные голоса!
Эх ты, удаль молодецкая,
Эх ты, девица-краса!

Для певцов это куплет песни, для поэта - строфа стихов, объединенных общей интонацией, веселой, задорной.

Строфы по приемам построения бывают разные: от простейших двустиший до сложных сочетаний небольших строф в пределах большой строфы (например, четырнадцатистишие), до сочетания этих больших строф в пределах новой, еще более сложной формы построения, например, венке сонетов. Мы не ставим себе задачу познакомиться сразу с огромным разнообразием строфического богатства русской поэзии, но хотя бы в общих чертах быть знакомыми с этим богатством надо: это представляет для нас большой интерес. Попутно научимся различать строфы по ведущим признакам. Называть строфы будем по количеству в них стихов по-русски (двустишие, трехстишие и т. п.), а в скобках будем записывать и другие, иноязычные наименования (греческие, латинские, французские). Это любопытно и полезно знать, но, конечно, не обязательно запоминать. Очень уж много разных названий и терминов содержится в теории литературы, большинство из них являются международными, хотя бы вот слово строфа. Оно греческое и обозначает оборот. Итак, начинаем перечислять строфы.

Еще не строфа, но вполне самостоятельный стих - моностих. Глубокое, объемное содержание умело вписано в одну строчку. Чаще всего это афоризмы, ритмичные, предельно сжатые народные пословицы, поговорки и припевы, любовно обработанные поэтами.

Начинаются строфы с двустишия:

В море царевич купает коня;
Слышит: "Царевич, взгляни на меня!"
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.

Это начало стихотворения Лермонтова "Морская царевна", составлено оно из семнадцати двустиший (двустишие по-гречески-дистих). Размер его вы чувствуете? Да, это четырехстопный дактиль (последняя стопа в этих стихах усеченная, состоит из ударного зачина, остальные слоги отсутствуют, так и читаются и произносятся с паузами эти стихи).

У Пушкина тоже двустишиями написана "Черная шаль":

Гляжу, как безумный , на черную шаль,

Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил

и так далее, еще четырнадцать двустиший. А размер стихов четырехстопный... Так ведь? В последней стопе каждого стиха недостает конечного слога, это видно.

Многие дистихи служат той же цели, что и одиночные (афоризмы, пословицы), и по своей идейной значимости они тоже являются либо зачином, либо концовкой стихотворения, вписываются в размер его строф. Вот, к примеру, сонеты Шекспира в переводе Маршака заканчиваются дистихами. Это своеобразные выводы о сказанном в сонете. И к тому же они могут жить и действовать вполне самостоятельно.

Из тридцать девятого сонета:

Разлука сердце делит пополам,
Чтоб славить друга легче было нам.

Или из семьдесят восьмого:

Поэзия - в тебе. Простые чувства
Ты возвышать умеешь до искусства.

У Пушкина есть такое стихотворение:

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Затем следуют еще четырнадцать строф, в них автор рассказывает о своих детских и юношеских настроениях. Форма такого стихосложения - трехстишие (по-латыни тер - три, по-итальянски - терцина), размер стихов - пятистопный ямб. В каждой строфе заключено свое, особое содержание, а рифмуются стихи так: первый и третий - внутри строфы, а средний выходит из пределов своего терцета и рифмуется с первым и третьим стихами следующей строфы, задает им тон, направление, а из нее средний стих тоже направляется в следующую строфу, с тем же заданием... и так до конца стихотворения. Приглядитесь! Прием интересный.

Но есть и другие приемы. Вот им же написано коротенькое стихотворение "Сафо", всего в одну строфу-терцет. Посмотрите.


Душою гордою, и пылкой, и незлобной,
И первой младости красой женоподобной.

Здесь рифмуются второй и третий стихи, а первый остается свободным.

А вот классический образец многостопных стихов. В стихотворении Пушкина "Поэту" речь идет о "плодах любимых дум".

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Глубокое тут содержание: философское размышление о назначении поэта, о его взыскательном отношении к своему труду, о несгибаемой силе воли. А как построены терцеты, каков размер стихов?

Могут быть и другие построения терцета, например дистих и припев (рефрен). Примеры подыщите или постройте сами.

Прочитайте!

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...

Откуда эти строки? Это начало стихотворения Пушкина "К морю", скажете вы. Совершенно верно. В этом прекрасном стихотворении пятнадцать строф. Посмотрите, все строфы имеют тут свое, весомое содержание, ставь любую из них особым стихотворением. Иногда и делают так, особенно в размышлениях, раздумьях. Вот у Фета есть такое четверостишие:

Поделись живыми снами,

Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.

Четверостишие (или катрен) - самая распространенная форма строфы во всей классической, современной и народной русской поэзии. Катрен - любимейшая строфа и у начинающих иоэтов. Но пока мы не будем касаться его построения - придет еще время.

1. Не уезжай, лезгинец молодой;

2. Зачем спешить на родину свою? -

3. Твой конь устал, в горах туман сырой;

4. А здесь тебе и кровля и покой -

5. И я тебя люблю!

Такова первая строфа из семи в стихотворении Лермонтова "Прощание". В ней пять стихов - это пятистишие (квинтет). Вы замечаете в ней, что первый, третий и четвертый стихи рифмуются между собой (молодой, сырой, покой), а второй - с пятым (свою, люблю). И так во всех строфах этого произведения.

Подобно этому у Пушкина построено стихотворение "Пал? или пятнадцатый год". Вот первая строфа из шести:

1. Пятнадцать лет мне скоро минет;

2. Дождусь ли радостного дня?

3. Как он вперед меня подвинет!

4. Но и теперь никто не кинет

5. С презреньем взгляда на меня.

Опять рифмуются первый, третий и четвертый стихи; отдельно - второй и пятый.

Да и у Е. Нечаева - рабочего поэта (1859-1925) в стихотворении "День" тот же настрой. Там пять строф, процитируем две:

Первая строфа

1. Где привольно и игриво

3. А вдоль берега красиво

4. Разместились строем ивы,

5. Точно рать сторожевая...

Четвертая строфа

Убаюканный мечтами,
Сказкой ивы-чаровницы,
Я забылся. Пред очами
Жизни с розовыми днями
Развернулися страницы.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,

Несколько иное построение у Майкова в стихотворении "Летний дождь".

1. "Золото, золото падает с неба!" -

2. Дети кричат и бегут за дождем.

3. "Полноте, дети, его мы сберем,

5. В полных амбарах душистого хлеба!"

По построению тут вы видите: внешнее кольцо (первый и пятый стихи) и внутри кольца терцет с единой рифмой в стихах. Размер стихов - четырехстопный дактиль.

Напомним и такой прием: сначала строится четверостишие с кольцеобразной рифмой, к нему примыкает пятый стих, который является единым рефреном для всех строф. Так построено стихотворение Лермонтова "Кавказ". Всего три строфы, этот рефрен, трижды подчеркивающий влюбленность поэта в Кавказ.

Встречается в русской поэзии шестистишие (секстина). Такими строфами написаны, например, "Три пальмы" Лермонтова, его же "Баллада", "Стансы". Шестистишия имеют разные виды построения строф. Вот первый ("Три пальмы"):


Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,

Здесь попарно рифмуются три двустишия. Вид второй. Рассмотрим "Балладу" Лермонтова. В балладе обычно переплетаются два начала: лирическое - автор проявляет свои чувства, настроение, высказывает кратко мысли, и эпическое - автор изображает те картины, те события, которые вызывают его переживания и размышления. Вот первая строфа "Баллады":

В избушке позднею порою
Славянка юная сидит.
Вдали багровой полосою

И, люльку детскую качая,
Поет славянка молодая...

Это эпический зачин баллады. Далее, в последующих пяти строфах, рисуются автором картины борьбы за родину и его, авторские, переживания.

Ну, а по форме? Вы скажете, тут сочетание катрена (с перекрестной рифмой) и дистиха. Совершенно верно, так построена строфа.

"Зимнем утре":

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,

И берег, милый для меня.

Слышите? Вначале дистих, а потом катрен с кольцевой рифмой.

Далее строфы будут посложней и обширней.