Путинская энциклопедия (2008)
ШИПИЛЬ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я

ШИПИЛЬ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ШИПИЛЬ Николай Владимирович

(р. 25.02.1955)

В 2000-2004 гг. генеральный директор Государственной транспортной компании «Россия», самолетами которой летает президент В. В. Путин.

Родился в Ленинграде. Образование получил в Ленинградском авиатехническом училище, в Ленинградском финансово‑экономическом институте, в Академии гражданской авиации и народного хозяйства. Повышал квалификацию во Франции. В 1985-1989 гг. генеральный представитель «Аэрофлота» в Швейцарии. В 1989-1997 гг. начальник Службы международных перевозок авиапредприятия «Пулково». В 1997-1999 гг. коммерческий директор авиапредприятия «Пулково». В 1999-2000 гг. руководитель представительства авиапредприятия «Пулково» в странах Северной Европы (Копенгаген). С В. В. Путиным знаком давно, часто пересекались при встречах различных делегаций в аэропорту «Пулково». На должность генерального директора ГТК «Россия» приглашен управляющим делами Президента РФ В. И. Кожиным. По словам Н. В. Шипиля, решение принял не сразу: «Я долго сомневался - в тот момент я жил в Копенгагене, а условия жизни и работы за границей резко отличаются от наших.

Зарплата тоже. Но все же согласился. Подтолкнуло то, что новый президент искренне стремится улучшить жизнь в России. Хотя иногда внутренне жалею. Не представлял, что кризис поразил компанию так сильно» (Комсомольская правда. 25.05.2001). С апреля 2000 г. возглавил ГТК «Россия». Парк компании состоит из 39 самолетов и вертолетов, персонал около 2 тыс. человек. В. В. Путин летает только на самолетах с президентским штандартом. Их восемь: Як‑40, Ту‑134, Ту‑154М, Ил‑96‑300 (основной) и Ил‑62 (резервный). Основной самолет В. В. Путина достался ему в наследство от Б. Н. Ельцина. В 1996 г. П. П. Бородин и А. В. Коржаков заказали в Швейцарии двухэтажный салон для президентского Ил‑96‑300 с двумя спальнями, душевыми кабинами, залом для совещаний, кабинетом и реабилитационным отсеком. По оценкам экспертов, Ил‑96‑300 с такой начинкой обошелся казне почти в 300 млн долларов. П. П. Бородин утверждал, что было уплачено 46 млн долларов, тогда как «Боинг‑747» обошелся президенту США в 740 млн долларов. Ил‑96‑300 представляет собой мобильный центр управления государством, вооруженными силами и ядерной кнопкой. Поскольку самолет делался под Б. Н. Ельцина, с учетом состояния его здоровья и анатомических особенностей организма, на Казанском авиазаводе собрали новый президентский самолет Ту‑214 для В. В. Путина. Н. В. Шипиль сопровождал президента во время сложных полетов, и, если требовалось доложить о каком‑либо его поручении: президент уделяет много внимания развитию гражданской авиации России, дает задания: «И я обязан докладывать ему об их исполнении. А поскольку в Кремле он очень занят, удобнее побеседовать во время полета» (Там же).

С марта 2004 г. руководитель Федерального агентства воздушного транспорта.

По сведениям СМИ, не сработался с министром транспорта И. Е. Левитиным.

С июня 2005 г. заместитель генерального директора по международному сотрудничеству ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». С 01.08.2005 г. генеральный представитель авиакомпании «Аэрофлот» в Италии. Награжден знаком «Отличник воздушного транспорта». Заслуженный работник транспорта Российской Федерации. Владеет английским и французским языками. Женат, два сына.

ШИПИЛЬ Николай Владимирович

Стюардесса из президентского самолета

В начало энциклопедии