Актуальная политическая энциклопедия
ЛУКАШЕНКО АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЛУКАШЕНКО АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич - президент Беларуси сиюля 1994 г., один из наиболее известных политиков стран СНГ. Главнокомандующий Вооруженными силами Беларуси, возглавляет Совет безопасности. Председатель Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России.

Родился 30 августа 1954 г. в пгт Копысь Оршанского р-на Витебской обл. Рос без отца. Окончил 2 высших учебных заведения: Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова (1975) и Белорусскую сельскохозяйственную академию (1985). Историк, экономист.

В 1975-77 гг., а затем в 1980- 82 гг. служил в пограничных войсках Советской Армии. С 1982 г. - зам. председателя колхоза «Ударник» в Шкловском р-не Могилевской обл. С 1983 г. - замдиректора комбината стройматериалов, с 1985 г. - секретарь парткома колхоза им. Ленина, с 1987 г. - директор совхоза «Городец».

Имел по партийной линии 2 строгих выговора: по его словам, «за то, что не умел промолчать». В 1990 г. Лукашенко избирают в Верховный Совет БССР. Став народным депутатом, разоблачал коррупцию среди высших чиновников Белоруссии, голосовал против ратификации Беловежских соглашений, упразднивших СССР (единственный из депутатов ВС БССР). В 1994 г. после сложной борьбы с пятью другими кандидатами, представлявшими весь спектр политических сил страны, Лукашенко избирается президентом Республики Беларусь, получив более 80% голосов избирателей.

Белоруссия - пожалуй, единственная республика на постсоветском пространстве, где стремление народа к единству с Россией всегда было чуть ли не абсолютным. Умело спекулируя на этих чувствах, Лукашенко заявил о проекте объединения с Россией. Кроме того, Лукашенко всегда поддерживал Ельцина и Путина вих спорах с НАТО и на пространстве СНГ. За это белорусский лидер получал огромные преференции в торговле с Россией. По сути создал «таможенную дыру» на границе, газ вреспублику шел по ценам значительно ниже рыночных. Россия спонсировала экономику Белоруссии на несколько миллиардов долларов ежегодно, что очень много для республики с населением меньше Москвы. Эти обстоятельства умело использовал Лукашенко.

В отличие от Украины, которой Россия так же давала экономические послабления, но деньги разворовывались олигархией, в Белоруссии российские поблажки были обращены на пользу экономики. Приняв предельно ослабленную страну с множеством острейших социальноэкономических проблем, за время своего президентства Лукашенко превратил Белоруссию в современное государство с развитыми экономикой и социальным сектором.

«Белорусская модель» развития продемонстрировала свою эффективность. Без иностранных займов и кредитов была остановлена галопирующая инфляция, сокращен дефицит госбюджета. Страна превзошла уровень производства докризисного 1990 г., за 10 лет удвоила ВВП. В 2006 г. рост ВВП в Белоруссии составил 9,8%, рост промышленного производства - 12,7%, рост инвестиций в основной капитал - 35,3%.

В стране весьма низок уровень коррупции, преступности, действует система социальных гарантий для людей - жилье, пенсии, бесплатные за счет бюджета образование и лечение. Все важнейшие решения по реформированию экономики страны, работы государственных органов, образования, здравоохранения и т. д. принимались им с учетом мнения народа: по инициативе Лукашенко с 1996 г. проводятся Всебелорусские народные собрания, определяющие направление развития страны на 5 лет.

От сообщества Беларуси и России через Союз стороны пришли к поэтапному строительству Союзного государства Беларуси и России. Вместе с тем, идея объединения двух государств постоянно используется Лукашенко как инструмент для политического и экономического торга с Россией. Лукашенко извлекает выгоду от эксплуатации темы сближения с Россией.

Значительная часть экономических успехов Беларуси объясняется льготами и преференциями с российской стороны. Вместе с тем, именно на Лукашенко лежит ответственность за затягивание и срыв переговоров по реальному объединению государств.

Усиление интеграционного процесса вокруг России не может не тревожить руководство западных стран и негосударственных структур, и их попытки давления на несговорчивого белорусского президента вполне объяснимы. С 1997 г. ПАСЕ регулярно признает недемократичными любые выборы в Белоруссии, Европа и США ввели экономические и политические санкции и против Белоруссии, и против ее президента лично. Лукашенко обвиняют в политических убийствах и похищениях оппозиционных политиков, в удушении свободы слова, диктаторстве, фальсификации итогов выборов и проч.

С 2000 г. США предпринимают попытки отстранения Лукашенко от власти, финансируя оппозицию и подталкивая белорусский народ к«бархатной революции». Однако ощутимых результатов это не приносит. Народ Белоруссии неуклонно оказывают Лукашенко доверие, отдавая за его кандидатуру большинство голосов на президентских выборах (75,65% в сентябре 2001 г., 83% в марте 2006 г.). Нет оснований не доверять этим результатам, т. к. самые различные независимые социологические опросы показывают те же цифры.

Лукашенко - талантливый харизматичный политик-популист, держащийся у власти не за счет силы, административного ресурса и ограничения свобод, а за счет авторитета, заработанного эффективной социально-экономической политикой, и умения пропагандировать эти успехи доступным народу языком.

После конфликта с Москвой из-за цен на газ в 2007 г. Лукашенко начал курс на сближение с ЕС и смягчение режима. В 2008 г. вышли на свободу последние из тех, кого на Западе называли политзаключенными, было разрешено издание независимых СМИ. В ответ ЕС приостановил запрет на въезд Лукашенко и пригласил его в мае 2009 г. на саммит восточноевропейских стран, не входящих в ЕС, с членами Евросоюза. Это будет первая встреча высокого уровня между Лукашенко и ЕС за более чем 10 лет.

Беларусь до сих пор не признала независимость Южной Осетии и Абхазии, чего Россия добивается от Минска с августа 2008 г. Лукашенко передал эту проблему в парламент, который в очередной раз (апрель 2009 г.) не включил его в повестку дня своей работы, хотя Лукашенко лично обещал Д. Медведеву, что парламент примет решение по этому вопросу.

В начало энциклопедии