Актуальная политическая энциклопедия
КАТОЛИЦИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. katholikos - всеобщий) - наиболее массовая христианская конфессия (формально около 700 млн чел.), сформировавшаяся в конце первого тысячелетия н. э. на территории бывшей Западной Римской империи, руководимая священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит Папа Римский.

Католическими странами являются Италия, Испания, Португалия, Франция, Ирландия, Австрия, Бельгия, Польша, Литва, Словения, Хорватия, Мальта и практически все страны Латинской Америки. Значительно количество католиков в США, Германии, Венгрии, Чехии, Словакии, Латвии, в западных областях Украины и Белоруссии. В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, много католиков в Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»). На Ближнем Востоке много католиков в Ливане. 115 млн католиков проживает в Африке.

Немалое количество сторонников римско-католической церкви (около 500 тыс.) есть и в Российской Федерации, где действуют организационные структуры Римского престола. Главным образом это российские граждане польского и литовского происхождения.

Впервые по отношению к церкви термин «католицизм» был применен ок. 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплен в Никейском символе веры и относился ко всей христианской церкви, которая тогда была единой.

Уже в 867 г. на соборе в Константинополе, в котором участвовали и 3 епископа Западной церкви, константинопольский патриарх Фотий осудил притязания Римского Папы на верховную власть в церкви и право отменять решения соборов и отлучил его от церковного общения. Вслед за этим патриарх опубликовал свое знаменитое окружное послание, в котором обличил незаконные притязания римского епископа на верховную власть и указал на недопустимые с точки зрения христианской догматики отступления в Западной Церкви от истинной православной веры.

Речь идет прежде всего о допущенном католиками прибавлении в 8-м (из 12) члене Символа Веры догмата об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына - т. н. филиокве (лат. Filioque, и от Сына).

Произвольная эта прибавка возникла в VI в. на поместном соборе Испанской церкви в Толедо. Сначала папа Лев III отверг этот догмат, но затем, когда римские первосвященники стали претендовать на всю полноту власти в христианском мире, он был принят основополагающим.

Одной из причин утверждения исхождения Св. Духа «и от сына» явились и политические события, а именно падение династии Меровингов и узурпация трона императоров Каролингами. Требовалось обосновать возможность прерывания традиции, т. е. обосновать возможность получения власти не только «от отца».

Но главная причина разделения церквей - в претензиях римских епископов быть непогрешимыми наместниками на земле Господа Иисуса Христа. Не способствовало популяризации католической версии христианства и введение еще в ранние века христианства целибата - обязательного безбрачия священников.

В VIII в. римские папы стали обосновывать свою власть, ссылаясь на так называемый «константинов дар», грамоту о передаче власти императором Константином в IV в. папе Сильвестру. В XV в. итальянские же гуманисты доказали подложность этого дара.

Окончательный раскол христианства на западную (католическую) и восточную (православную) церкви (т. н. «схизма») произошел в 1054 г. при папе Николае II, хотя фактически вдохновителем раскола был его соправитель, следующий папа Григорий VII, часто называемый «отцом католицизма». Именно Григорий провел реформы, которые придали католицизму новый облик, сохранившийся в общих чертах до сегодняшнего времени. Он ввел новый «григорианский» календарь, активно и успешно боролся с монархами того времени за инвеституру (право самостоятельно, без короля, назначать епископов). До него в христианских монастырях было разнообразие уставов, Григорий, взяв за стандарт Клюнийский монастырь, распространил принятый в нем устав и каноническое право на все католические монастыри: за образец были взяты хоральное пение и готическая архитектура.

Преемник Григория папа Урбан II продолжил экспансионистскую политику и объявил в 1095 г. «крестовый поход» за освобождение Гроба Господня.

В военном отношении несколько крестовых походов были неудачны. Первые успехи и завоевание Иерусалима в дальнейшем обернулись не только провалом, но и значительными геополитическими потерями Европы. В 1204 г. крестоносцы, давно превратившиеся в мародеров, вероломно захватили и разорили форпост христианства на Ближнем Востоке - столицу Византии Константинополь. Этот предательский удар в спину подорвал могущество самого культурного государства того времени, привел впоследствии к падению Византии и фактическому установлению многовекового турецкого ига над большим количеством восточноевропейских народов.

Однако из крестовых походов нищая и необразованная Западная Европа вынесла не только огромное количество христианских святынь и материальных благ, были заново открыты хранимые Византией и арабскими учеными античные источники. В Европе стали активно изучать право (слово «юстиция» - от имени Юстиниана, византийского императора, создавшего свод законов). От византийцев западноевропейцы переняли неоплатоническую философию и бани, от арабов - алгебру и арабские цифры, стихотворные ритмы и даже порядок подачи блюд к трапезе.

Культурные контакты с Востоком привели в итоге к эпохе Возрождения в Европе.

Римская церковь начала играть серьезную политическую роль в мире. Монашеские ордена бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев, тамплиеров и госпитальеров активно проникли в правящие круги европейских монархий и скрыто управляли политическими и экономическими процессами. В отношении России римским престолом вдохновлялись походы Ливонского ордена (остановленные Александром Невским), поход Мамая (остановленный Дмитрием Донским), организовывались процессы раскола в православной церкви (люблинская уния).

Огромная власть и богатство римского престола способствовали нарастанию негативных процессов в католичестве. Должности папы и епископов активно покупались и продавались, различные партии проводили перевороты, занимались убийствами и отравлениями. В то же время римская церковь активно преследовала ученых-гуманистов (Г. Галилей, Дж Бруно и др.), свирепствовала инквизиция, сотни тысяч женщин сжигались по подозрению в колдовстве, велись целые войны против многочисленных еретиков (катаров, альбигойцев, таборитов и проч.).

Возникла порочная для остального христианского мира практика т. н. индульгенций, когда верующий получал право путем денежных взносов или иных материальных пожертвований сократить время своего пребывания в чистилище - том месте загробного мира, куда попадают души не успевших раскаяться грешников (в православном богословии понятия чистилища нет).

Продажа свидетельств об отпущении грехов, широко распространившаяся в католических странах с XII в., в значительной степени подорвала авторитет римского престола. Гонения на науку с одной стороны, непотизм (раздача папами доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам) и симония (практика продажи и покупки священного сана) с другой стали причинами реформации - антикатолического движения в Европе.

На реформацию Римская власть ответила созданием Ордена иезуитов (чьей основной доктриной стал пробабилизм с его лозунгом «цель оправдывает средства»).

Иезуитов справедливо называли рыцарями плаща и кинжала за то, что они совершали политические убийства в интересах папского престола. Реформационные и антиреформационные войны и костры инквизиции привели к тому, что к середине XVII в. население Европы сократилось на треть (а в Германии, например, с 16 до 4 млн чел.). Мир установился постепенно на основе отрицающего свободу совести принципа «чья власть, того и вера».

В самом католицизме сложилась строгая централизация духовной власти. Главой церкви считается римский епископ - папа, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. Согласно католическому учению, папа является преемником Святого Петра в римском епископате, наместником Христа на Земле. В решениях I Ватиканского собора в 1869-70 гг. было оформлено учение о непогрешимости папы и его безошибочности в суждениях по вопросам веры и морали.

С этим учением категорически не согласны ни православные христиане, ни протестанты. Папа назначает высших иерархов римско-католической церкви: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, епископов. Кроме того, римский епископ является сувереном государства Ватикан, созданного в 1929 г. в результате Латеранских соглашений между фашистским правительством Италии, возглавляемым Б. Муссолини, и папой Пием XI.

Как и православие, католицизм признает 7 таинств. Однако до недавних пор во время литургии для священников в католицизме сохранялась привилегия причащаться вином, тогда как прихожане причащались только хлебом (в отличие от православия - только пресным, но не квасным). Это вытекало из представления католиков об особой роли (благодати) священнослужителей (клира).

На протяжении всего XX в. католическая церковь вынужденно пыталась модернизировать свое учение и культ. В 1962 г. по инициативе папы Иоанна XXIII был созван II Ватиканский собор. Он длился до 1965 г. и закончился уже при понтификате следующего предстоятеля Римскокатолической церкви - Павла VI. Собор принял решение об участии католиков в экуменическом движении, цель которого состоит в объединении всех христианских течений и церквей. На одном из заседаний было оглашено совместное заявление Римского престола и Константинопольского патриархата (носит титул «Вселенского»), в котором провозглашался взаимный отказ от анафемы 1054 г.

В среде католического духовенства до сих пор продолжаются дискуссии о судьбах христианства в мире. В ареале широкого распространения католичества - в Латинской Америке - еще в 1960-е гг. возникла «теология освобождения» - попытка совместить христианство с идеями социальной справедливости и социализма (Г. Гутьеррес, Л. Бофф, У. Ассман и др.). Сторонники ее провозглашают революцию основной формой реакции на империалистический террор. Официальный же Ватикан откровенно поддерживает США и Евросоюз в их попытках установления мировой гегемонии. Предшествующий папа - Иоанн-Павел II (поляк Кароль Юзеф Войтыла) играл активную роль в мировой политике и способствовал разрушению СССР и советского блока. С апреля 2005 г. папой является Бенедикт XVI (немец Иозеф Ратцингер).

В начало энциклопедии