Актуальная политическая энциклопедия
АНАРХИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia - безначалие) - общественно-политическое течение, представители которого считали, что права и свободы индивидуума являются главной ценностью, выступали за немедленное уничтожение всякой власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и обосновывали право каждого на неподчинение государственным и социальным институтам.

Отвергая любой авторитет и государственный строй, в качестве руководящего начала анархисты признают только волю отдельной личности (анархисты-индивидуалисты) или власть общины (анархисты-синдикалисты).

Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом. Анархические настроения были распространены уже в античном мире (например, у киников) и в Средневековье (прежде всего в хилиазме).

Теорию анархизма впервые разработал У. Годвин (1756-1836). Он сформулировал концепцию «общества без государства», основанную на тезисе о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты. Будучи приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в возможность преобразования общества за счет убеждения, пропаганды.

Немецкий мыслитель М. Штирнер (1806-1856), напротив, уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии. Исходя из представления о «Единственном» - уникальной личности, не сводимой к каким-либо социальным ролям, он призывал к низвержению надличностных и деспотических учреждений, экспроприации собственности и объединению «Единственных» в «Союз эгоистов», который бы основывался на взаимном уважении «уникальности» личности каждого и обмене товарами между независимыми производителями без какого-либо институционального посредничества.

Свое развитие анархическое мировоззрение получило в трудах французского философа П. Ж. Прудона (1809-1865), во многом подготовивших появление поколения парижских коммунаров. Утверждая, что источником неравенства и несправедливости в обществе выступает «неэквивалентный обмен», Прудон выдвинул тезис «Собственность есть кража». Вместо современной ему общественной системы, характеризующейся круговой порукой буржуазии и власти, сочетанием централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти», Прудон предлагает организовать безденежный эквивалентный обмен продуктами труда между всеми членами общества как автономными частными производителями.

К центральным идеологам анархизма относят русских мыслителей М. Бакунина и П. Кропоткина. М. Бакунин (1814-1876) резко характеризовал государство как «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности», объединяющее лишь узкую группу людей «с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных». В силу того, что, по мнению Бакунина, никакое государство не может существовать, не совершая преступлений, государство должно быть ликвидировано как институт с предоставлением абсолютной свободы всем его членам объединяться или не объединяться «согласно действительным потребностям и естественным стремлениям всех частей, через свободную федерацию индивидов и ассоциаций, коммун, округов, провинций и наций в единое человечество» («Федерализм, социализм и антитеологизм», 1867).

Русский князь П. Кропоткин (1842-1921) выдвинул коммунистическую версию анархизма, предполагавшую переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. В основе теоретических построений Кропоткина лежал т. н. «биосоциологический закон взаимной помощи». «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не какими бы то ни было властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, также свободно признанными, - писал он. - Каждому отдельному лицу предоставляется, таким образом, свобода действий, чтобы оно могло развить все свои естественные способности, свою индивидуальность… Общество ничего не требует от отдельного лица, чего это лицо само не согласно добровольно в данное время исполнить. Наряду с этим - полнейшее равенство в правах для всех» («Современная наука и анархия», 1913).

К идеологам анархизма часто относят и Л. Толстого (1828-1910), который отрицал государство, считая его преступлением перед Богом. «Лжеучение государства, - заявлял писатель, - состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного народа, одного государства, и отделенным от остальных людей других народов и других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, которое одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено Богом» («Суеверие государства», 1910).

В России идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества (XIX в.), в деятельности различных анархистских групп в годы революции 1905-07 гг. и особенно в годы Гражданской войны (Н. Махно и др.). Реально эта абстрактная и высокая теория верховенства прав индивидуума выродилась в движение пьяных, обвешанных пулеметными лентами матросов или банд казаков, грабивших, убивавших, насиловавших всех подряд.

Противники анархизма, наоборот, доказывали, что т. н. «права личности» вообще могут возникать только в государстве и гарантироваться государством, т. к. в противном случае возникает «война всех против всех», где никакие права не соблюдаются, а прав всегда сильнейший.

В последние десятилетия XX в. идеи анархизма о верховенстве прав личности и непризнании прав государства и социальных институтов были подхвачены частью советской интеллигенции и интегрированы в мировоззрение либерализма. Последствия были схожи с тем, что происходило в годы революции в результате разрушения государства и ослабления социальных институтов: Россию заполонили банды «новых русских» в малиновых пиджаках, каждый день страну потрясали сообщения о заказных убийствах и проч. Эпоха безвластия, анархизма 1990-х гг. была названа в народе временем «беспредела».

К современным последователям анархизма на Западе относят представителей движения антиглобалистов, «новых левых» и т. п. Борясь против всемирного владычества ТНК и мировых торговых организаций за свободный доступ к интеллектуальной собственности, к результатам научных исследований, за открытые «исходники» компьютерных программ они рассчитывают, что роль государственных институтов в общественной жизни будет ослабляться естественным образом, и общество эволюционным путем подведет себя под анархические идеалы.

Идеи классического анархизма были взяты на вооружение идеологами т. н. трайбализма, объявившими войну самому принципу государственности (напр. чеченский теоретик Х. Нухаев) и ратующих за возрождение кровнородственных ячеек общества. Западный вариант неотрайбализма (см. книгу «Нетократия» А. Барта и Я. Зодерквиста) отвергает принцип этатизма в пользу самоорганизующихся сообществ, сетевых «племен» с более узкими идентичностью и лояльностью.

В начало энциклопедии