Актуальная политическая энциклопедия
ВАХХАБИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ВАХХАБИЗМ

ВАХХАБИЗМ - религиозно-политическое движение в исламе.

В отличие от большинства направлений и четырех основных богословско-правовых школ суннитов (ханифиты, маликиты, ханбалиты, шафииты), возникших еще в первом тысячелетии, ваххабизм появился сравнительно поздно - в конце XVIII в. Основателем нового направления в исламе суннитского толка был известный богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792).

Хиджаз, где находились две святыни мусульманского мира - Мекка и Медина, был тогда отсталой окраиной Оттоманской империи. Само некогда могущественное государство Османов к концу XVIII в. ослабело и постепенно попадало в зависимость от европейских держав. Неудивительно, что устои традиционного общества, основанного на нормах шариата, в значительной степени подверглись эрозии и расшатались. И даже в Хиджазе, изолированном от иноземных влияний (Мекка оставалась для немусульман закрытым городом), происходили процессы размывания вековых устоев. Выражалось это, в частности, в том, что к этому времени повсеместно распространялся культ местных святых (что ортодоксальным исламом категорически запрещается), мазары - места захоронения праведников, становились объектом поклонения и паломничества, возрождались фактически доисламские языческие традиции аравийских племен, с которыми так бескомпромиссно боролся основатель ислама Пророк Мухаммад.

Феодалы Хиджаза, наживавшиеся на доходах с транзитной торговли (через этот район шли караванные пути из южной Аравии - Йемена в Сирию, Палестину, Северную Месопотамию), купались в роскоши и вели образ жизни, абсолютно несовместимый с предписаниями шариата. Это вызывало возмущение среди основной массы населения, прозябавшего в нищете. Поэтому были востребованы как консервативные тенденции возврата к прошлому, так и идеи социальной справедливости.

Не удивительно, что горячие проповеди ибн Абд аль-Ваххаба за короткое время нашли отклик как среди бедных людей, так и среди состоятельных мусульман. Ибн Абд аль-Ваххаба нельзя считать основателем какого-то принципиально нового течения в исламе или столь же великим мыслителем, какими были Хишам или аль-Газали.

Смысл его призывов был прост и понятен даже неграмотным: для того, чтобы навести порядок на земле двух святынь, избавиться от межплеменных раздоров, нищеты, несправедливости, нужно просто вернуться к принципам построения общества, которое было создано Пророком и четырьмя его «праведными халифами» - Абу-Бакром, Омаром, Османом и Али, к нормам раннего ислама VII в.

Богослов был убежден, что современное ему общество больно, и излечить его позволит лишь строгое следование основополагающему принципу мусульманства - таухиду, т. е. последовательному единобожию; он отвергал богатый опыт поколений мусульман и предание, исключал почитание святых, включая и самого Пророка, и подразумевал неукоснительное соблюдение норм шариата, жесткую регламентацию общественной, экономической и личной жизни всех членов уммы - мусульманского сообщества.

Запрещались азартные игры, курение, танцы, пение, роскошь и даже использование четок во время молитв. Последователи богослова разрушали мазары (места, почитаемые мусульманами как святые), расправлялись с инакомыслящими, погрязшими, по мнению ваххабитов, в грехе. Эмир Хиджаза поддержал ибн Абд аль-Ваххаба и сделал его учение официальной доктриной династии Саудидов.

После образования в 1928 г. королевства Саудовская Аравия и по настоящее время ваххабизм является его государственной идеологией. Интенсивное распространение идей этой неофитской версии ислама (своего рода «ислама для чайников») в мусульманском мире напрямую связано с ростом финансовой мощи королевства, являющегося одним из мировых лидеров нефтедобычи.

В конце 1960-х гг. в большинстве исламских государств возникли экстремистские организации, содержащиеся на деньги саудовской правящей элиты. Практически повсеместно они вели и ведут активную борьбу против действующих правительств, используя в т. ч. и разнообразные террористические методы. Так Исламский фронт спасения ведет перманентную войну против алжирского правительства. Старейшая исламская правоэкстремистская организация «Братья-мусульмане» в 1981 г. устроила покушение, в результате которого погиб президент Египта А. Садат.

Традиционные исламские богословы уподобляют ваххабитов людям, «которые выучили арифметику, но не хотят дальше учить алгебру, потому что это "отступление от арифметики"».

В последние годы ваххабизм перенаправил свою агрессию с перевоспитания мусульман на войну с «неверными», то есть христианами. Тысячи людей стали жертвами терактов, совершенных представителями международной террористической организации «Аль-Каида», включая тех, кто погиб во время воздушной атаки Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.

В 1990-е гг. ваххабитские организации активно действовали и на территории бывшего СССР («Исламская партия возрождения», «Джамаат Ислами», «Хизб ут-Тахрир»). В среднеазиатских республиках - Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане - экстремистами предпринимались попытки и вооруженных вторжений на территорию этих государств, и терактов в отношении высших должностных лиц. А на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР фактически было создано контролируемое ваххабитами государственное образование - т. н. Чеченская республика Ичкерия. Более того, именно она, по замыслу исламистов, должна была стать плацдармом для экспансии ваххабизма на территорию всего Северного Кавказа и последующего создания здесь «Исламского халифата».

Эмиссары ваххабитов вели активную работу среди мусульманского населения, главным образом молодежи, в Поволжье - Татарстане и Башкортостане, распространяли экстремистскую литературу и нередко вербовали людей в незаконные вооруженные формирования.

Вторжение чеченских экстремистов в Дагестан в 1999 г. (см. Чеченские войны) стало началом практического воплощения планов ваххабитов по созданию «халифата». В Дагестане у бандитов было немало сторонников, и даже существовали населенные пункты, которые, не подчиняясь российским законам, жили по законам шариата (с. Карамахи). И только масштабная контртеррористическая операция российских войск, начавшаяся в 1999 г., положила конец амбициозным планам ваххабитов на Северном Кавказе.

Ваххабизм, оставаясь государственной идеологией моноэтнического Саудовского королевства, при попытках его внедрения в других странах мусульманского мира неизбежно принимает экстремистские формы. Попытки построить общество «первичного ислама» в сообществах, веками складывавшихся на основе родоплеменных и кровнородственных связях, как, например, в Чечне с ее своеобразной системой «тейп-текум», в государствах, где этнический признак превалирует над конфессиональным (Афганистан), или там, где глубокие корни пустили иные мировые религии (Индонезия), неизбежно проваливались.

В начало энциклопедии