Актуальная политическая энциклопедия
ПРАВИТЕЛЬСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ПРАВИТЕЛЬСТВО - высший орган исполнительной власти в государстве (Кабинет министров, Совет министров).

Его формируют из министров (комиссаров, уполномоченных), руководящих наиболее важными направлениями, определяющих жизнедеятельность государства.

«Первичное разделение властей» произошло уже в условиях родовой общины, когда еще не было государственных институтов. В родоплеменных сообществах нередко вводилась на период боевых действий должность военного предводителя, отвечавшего при вожде за военные вопросы, существовал совет старейшин, который занимался практически всеми вопросами хозяйственной жизни общины - распределением продовольствия, организацией охоты, а позднее - земледельческих работ и скотоводства, устроением жилищ, воспитанием молодежи.

Профессиональные правительства появились в древних государствах Востока - Месопотамии, Египте, Северной Индии и Китае. И повсеместно в этих обществах на смену родовой аристократии в качестве управленцев приходила бюрократия. В условиях, когда правители в этих странах обладали абсолютной властью, и их статус, как правило, носивший сакральный характер, предполагал тотальный контроль над всеми сферами жизни подданных, обеспечить его можно было только при наличии значительного чиновничьего аппарата. Существенную роль в нем играли ведомства, занимавшиеся постройкой и поддержанием в порядке каналов, колодцев и иных ирригационных сооружений.

«Силовые» министерства первоначально создавались главным образом для охраны этих объектов и осуществления полицейско-надзирательских функций в отношении тех, кто строил эти каналы и обеспечивал режим их эксплуатации. В условиях высокой зависимости урожаев от климатических условий (наводнений, засухи, ураганов, нашествий саранчи) особую важность приобретало значение структур, занимающихся учетом, хранением и распределением продовольствия. Строгому учету подлежал и скот: в древнем Египте существовало специальное ведомство во главе с надзирателем «за рогатым скотом, копытами и перьями».

В Древнем Китае еще со времен эпохи Чжоу (середина первого тысячелетия до н. э.) при дворе верховного правителя - вана - существовало 3 основных ведомства: земледелия, войны и общественных работ.

В древности довольно рано появился и статус второго после властителя человека в государстве, который на практике и возглавлял всю исполнительную власть. В Месопотамии в XXII в. до н. э. в Уруке «кабинетом», состоящим из «царских людей» или «рабов царя», руководил «великий посланец». Но по-настоящему роль первого министра как главы исполнительной власти окончательно оформилась в большинстве как европейских, так и азиатских государств лишь в Средние века.

Едва ли не правилом было то, что первые министры (визири) были истинными правителями государств при царствующих монархах, зачастую беспомощных в вопросах государственного управления. Так, широкомасштабные реформы в Китае эпохи Сун (960-1279) разработал первый министр Ван Аньши, а вовсе не бездарный и ничтожный император, не пользующийся авторитетом среди подданных. Истинным правителем Франции в первой половине XVII в. был кардинал Ришелье, а не король Людовик XIII. И таких примеров в истории немало. Во многом это и обусловило последующую эволюцию государственного устройства в ряде стран, выбравших демократическую модель.

Во всех современных конституционных монархиях Европы и Азии главой исполнительной власти является премьер-министр. Монарх, номинально являясь главой государства, полнотой власти в стране не обладает и выполняет представительские функции, будучи только «символом нации». Аналогичная ситуация в парламентских республиках, где первыми лицами в государствах являются главы кабинетов, сформированных из представителей победивших на выборах партий - например, в Германии, Италии, Израиле, Турции, Индии. Во всех этих странах президенты выполняют чисто представительские функции и не имеют реальной возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Иная ситуация в президентских республиках. Там глава правительства фактически назначается президентом (при утверждении состава кабинета парламентом), но, как правило, с учетом результатов выборов. Нередка ситуация, когда президент и премьер-министр - политические оппоненты (эта ситуация часто повторялась, например, в истории нынешней Пятой республики во Франции или на современной Украине). Но, в основном, в демократиях этого типа правительства носят «технический» характер, а министры, включая премьера, в большей степени менеджеры, чем политики.

Ярким примером такого способа государственного управления являются США, где президент, будучи главой государства, фактически возглавляет и правительство, самостоятельно назначает министров (по согласованию с Конгрессом) и определяет политику кабинета.

В абсолютных монархиях Ближнего Востока правительства возглавляют исключительно представители правящих династий, нередко - наследники престола.

Прообразы органов исполнительной власти в Древней Руси просматриваются уже в факте существования при великих князьях «старшей дружины», состоявшей из бояр и «мужей». Из них князь формировал «думу», куда нередко приглашались городские старейшины из числа богатых и влиятельных горожан. Без этого органа князь никогда не принимал единоличных решений. Бояре становились наместниками городов, судьями и чиновниками.

В тех русских землях, где сильны были традиции вечевого самоуправления, тоже действовали органы исполнительной власти, решавшие самые разнообразные вопросы экономической и политической жизни городов. В Новгороде, прежде чем то или иное решение выносилось на вече для принятия, проект его готовился особым правительственным советом - «господою». В нее входили все влиятельные городские сановники - посадники и тысяцкие, как действующие («степенные»), так и бывшие («старые»). «Господа» определяла всю внешнюю и внутреннюю политику Великого Новгорода, вече фактически просто одобряло уже принятые решения.

В русских землях вообще было распространенным обычаем, когда церковные иерархи осуществляли и светскую власть, как правило, по причине несовершеннолетия правителей, но нередко и в случае неспособности князя к управлению уделом.

После смерти Ивана I Даниловича и его старшего сына Симеона Гордого великим князем стал другой сын Калиты - Иван II Красный. Но фактически Московским княжеством правил не он, а деятельный, обладающий исключительным умом митрополит Алексий. Именно владыка стал главным инициатором и идеологом собирания русских земель вокруг Москвы. Он продолжал возглавлять русское правительство и при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, будущем победителе Мамая.

С усилением централизованной власти московских князей возрастает и роль органов исполнительной власти. Правительство страны - боярская Дума, в состав которой входили представители старинных боярских родов и высшие чиновники (думские дьяки) - рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства и вырабатывало решение - «приговаривало». Этот «приговор» «по государеву указу» становился законом.

Дума руководила приказами. Они ведали самыми разнообразными вопросами внутренней и внешней политики Московского государства и были фактически прообразами современных министерств. В ведении Посольского приказа были вопросы внешних сношений, Разрядного - военные дела. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими полками, Холопий - рассматривал дела, связанные с многочисленной категорией зависимого населения. Общее количество приказов доходило до 40. Они просуществовали до начала XVIII в., когда на смену им Петр I с 1718 г. ввел систему коллегий.

Их было 12: 3 из них - военная, морская, иностранных дел - считались главными, или «государственными»; 3 другие ведали финансами (камер-коллегия - доходами, штатсколлегия - расходами, ревизион-коллегия - контролем). Коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия и берг-коллегия занимались вопросами торговли и промышленности, главный магистрат управлял городами, юстиц-коллегия осуществляла контроль за судами, духовная коллегия - синод - управляла церковными делами (патриархия была упразднена).

Система высшей исполнительной власти в России менялась на протяжении всего XVIII в., пока в начале следующего века стала такой, какой без особых изменений просуществовала до наших дней. В 1802 г. взамен коллегий императором Александром I были учреждены министерства. Первоначально их было 8 - военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

Роль и влияние Совета министров в Российской империи определялись характером задач, которые ставил себе тот или иной император. Заметно возросли они в начале XX в., когда кабинет возглавил П. Столыпин.

При большевиках после прихода к власти в 1917 г. высшим исполнительным органом власти в стране стал Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным. Но народные комиссариаты действовали фактически на базе упраздненных министерств и выполняли аналогичные управленческие функции.

После Великой Отечественной войны народные комиссариаты были преобразованы в министерства, а СНК - в Совет министров. После 1991 г. число министерств и ведомств в кабинете неоднократно менялось: некоторые упразднялись, а потом восстанавливались. Согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Орган исполнительной власти, равно как и законодательной и судебной, самостоятелен (см. Разделение властей) и неподотчетен представительному органу. Президент также не может осуществлять руководство правительством.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ.

Руководители силовых ведомств подотчетны президенту. Правительство РФ возглавляет Председатель (с 8 мая 2008 г. - В. Путин).

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены президентом.

В соответствии со ст. 104 Конституции Правительство России обладает правом законодательной инициативы - оно может самостоятельно разрабатывать проекты законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу. В отличие от Совета министров советской эпохи, в правительстве Российской Федерации отсутствуют многочисленные министерства, ведающие отдельными отраслями промышленности, количество их значительно сократилось. Структура нынешнего кабинета такова, что несколько заместителей премьера, обладающих достаточно большим объемом полномочий, курируют основные сферы жизнедеятельности государства - экономику, финансы, оборонный комплекс и промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, здравоохранение, образование икультуру.

В начало энциклопедии