Литературный энциклопедический словарь
ЖИТИЯ СВЯТЫХ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

ЖИТИЯ́ СВЯТЫ́Х, агиография (от греч. hágios — святой и gráphō — пишу), рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью; один из основных литературных жанров средневековья. Отличаются от биографии присущей им религиозной целью прославления своего героя. Ж. с. сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), Деяний апостолов (см. Библия), в т. ч. апокрифических, связанных с эллинистическим романом (см. Эллинистическая литература), и других памятников ранней христианской литературы в IV—V вв. (житие Антония Великого, Афанасия Александрийского; «Лавсаик» Палладия Еленопольского, около 420). В полном или кратком виде вскоре начали циклизироваться по календарному («Минеи Четьи», Синаксарь, Пролог) или локальному (патерики) принципу. Постепенно вырабатываются житийные каноны, по которым пишутся новые и перерабатываются старые (Симеон Метафраст, X в.) Ж. с. (рождение от благочестивых родителей, рано пробудившаяся набожность, аскетические или проповеднические подвиги и т. д.); к Ж. с. присоединяются чудеса (miracula), творимые мощами святого, и похвальное ему слово. Ж. с. вобрали ряд международных, нередко дохристианских повествовательных мотивов и образов. Несмотря на церковное назначение житийных произведений, сюжетно-повествовательный характер Ж. с. удовлетворял потребности в чтении народов Византии, Западной Европы и славянских стран.

Переводные греческие Ж. с. (Антония Великого; Алексея человека божия; Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифогюльским, VI в., и др.) и латинские (Вита) Ж. с., часто через посредство Болгарии, рано появились в Древней Руси. В XI—XII вв. создаются первые древнерусские Ж. с. (Феодосия Печерского, «Чтение» о Борисе и Глебе, написанные Нестором; Леонтия Ростовского). Особым жанром являются княжеские жития («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте»), испытавшие влияние воинской повести. Расцвет агиографии приходится на конец XIV—XV вв. и связан со «вторым южнославянским влиянием» (Ж. с., написанные митрополитом Киприаном, Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом, отличающиеся экспрессивно-эмоциональным стилем). Ж. с. Пахомия стали формальными образцами для последующей официальной агиографии. Во 2‑й половине XV в. создаются жития-повести, основанные на рассказах и легендах, ходивших в устной традиции («Житие Михаила Клопского», «Повесть о Петре, царевиче Ордынском»).

Особенно много новых и переделок старых житий русских святых появилось в XVI в. в связи с канонизацией русских святых (соборы 1547, 1549) и составлением «Великих Миней Четьих» (см. в ст. «Минеи Четьи»); тогда же написана агиографии. «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая Прегрешного — выдающийся памятник древнерусской литературы. В XVII в. происходит постепенная деформация агиография, канона, Ж. с. сближаются с бытовой повестью («Повесть об Ульянии Осоргиной», «Повесть о Марфе и Марии»). Решительно преобразуется житийная схема в «Житии протопопа Аввакума».

В XVIII—XIX вв. Ж. с. в России, как и в других странах, вытесняются на периферию литературы; многие из них перешли в фольклор. Ж. с. многократно использовались русскими (А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой) и западноевропейскими (Г. Флобер, А. Франс) писателями XVIII—XIX вв.

Издания и литература:

Ключевский В. О., Древнерус. жития святых как историч. источник, М., 1871;

Сергий (Спасский) архимандрит. Полный месяцеслов Востока, т. 1—2, М., 1875 — 1876;

Барсуков Н. П., Источники рус. агиографии, СПБ, 1882;

Лихачев Д. С., Человек в литературе Др. Руси, М., 1970;

Halkin F. (ed), Bibliotheca hagiographica graeca, t. 1—3, Brux., 1957.

Д. М. Буланин.

В начало словаря