Литературный энциклопедический словарь
ЭКСПРЕССИОНИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЭКСПРЕССИОНИ́ЗМ (от лат. expressio — выражение), направление искусства и литературы, развивавшееся в Германии примерно с 1905 по 1920-е гг. и отразившееся в культуре ряда других стран. Термин впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден — основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»), Э. возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четв. XX в. (включая 1-ю мировую войну 1914 — 1918 и последовавшие революционные потрясения). Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от других авангардистских (см. Авангардизм) течений (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальной несправедливости, против бездуховности жизни и подавленности личности социальными механизмами, а иногда и обращаясь к революционной теме, мастера Э. совмещали протест с ужасом перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы.

Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в Э. над миром первичных чувств, ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к абстрактности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску. Ярче всего принципы Э. выявились в искусстве Германии и Австрии.

В литературе в преддверии Э. стоят Г. Тракль (Австрия), Г. Хейм, Э. Штадлер (Германия); в их трагической лирике жизнь была воспринята в аспекте стремительного движения, рожденного не только ритмом современной цивилизации (как в итальянском футуризме), но и ощущением близившихся исторических переломов, чувством зависимости личности от социального бытия. Аналогичная тема нашла развитие в лирической поэзии Г. Бенна, И. Бехера, Я. Ван-Годдиса, Ф. Верфеля, Эльзы Ласкер-Шюлер, риторично-напряженной до экзальтации, ломающей традиционные нормы стилистики, версификации, синтаксиса, а также в драме, особенно публицистической (В. Газенклевер, Г. Кайзер, Л. Рубинер, Э. Толлер, Ф. фон Унру, Х. Х. Янн), превращавшейся в страстный авторский монолог, в прозе (ранний А. Дёблин, Г. Мейринк, Л. Франк, К. Эдшмид; близко к Э. стоял Ф. Кафка), в которой господствовало лирическое или гротескно-фантастическое начало.

В центре художественной вселенной Э. — истерзанное бездушием современного мира, контрастами живого и мертвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы» сердце человека. Преображение действительности, к которому страстно призывали многие экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясенность героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Э. не предполагал изучения сложности жизненных процессов, многие произведения мыслились как воззвания. Искусство же левого Э. по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощенная в осязательных образах картина реальности (познание), а заостренное выражение важной для автора идеи, достигаемое путем любых преувеличений и условностей.

Писатели Э. (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910 — 1932), в целом далекого от острых политических проблем, «Акцион» («Die Aktion», 1911 — 1933), социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями, и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiβen Blätter», 1913 — 1921), выходившего в Швейцарии. Эволюция отдельных мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. привела их в русло социалистического реализма.

Экспрессионистические веяния ощутимы в литературе Бельгии, стран Скандинавии, Венгрии, Румынии, Югославии (Хорватии), позднее — Польши и США. В русской литературе тенденции Э. проявились в творчестве Л. Н. Андреева. Наиболее заметны его традиции в современной поэзии ФРГ, в прозе Г. Грасса, драматургии П. Вайса и В. Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта.

Литература:

Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сб. ст., М., 1966.

Н. С. Павлова.

В начало словаря