Литературный энциклопедический словарь
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА. Развивается на английском языке. Предки современных англичан англосаксы, пришедшие с континента, принесли с собой германские мифы и легенды, передававшиеся из поколения в поколение изустно; лишь после введения христианства ученые монахи стали записывать древние героические поэмы. В рукописи X в. дошла эпическая поэма «Беовульф» (конец VII в.). На британской почве в VIII—X вв. возникли религиозная лирика англосаксов, богословские труды, летописи. После завоевания Англии норманнами в XI—XIII вв., развивается трехъязычная литература феодального мира: церковные сочинения — на латинском языке, рыцарские стихи и поэмы — на французском языке, английские предания — на англосаксонском. К середине XIV в. складывается общенациональный английский язык. Рождается поэзия, отражающая жизнь и быт разных сословий. Поэт дворянских идеалов Джон Гауэр в поэме «Глас вопиющего» выразил враждебное отношение к крестьянскому восстанию 1381; идеология крестьянства 80-х гг. XIV в. нашла отражение в поэме У. Ленгленда «Видение о Петре пахаре». Апофеоз культуры зрелого феодализма на пороге раннего Возрождения — собрание стихотворных повестей и новелл Дж. Чосера «Кентерберийские рассказы» (конец XIV в.). В прологе к этому сочинению дано описание людей почти всех тогдашних сословий и профессий, совершающих паломничество в Кентербери. Средневековая рыцарская романтика сочетается здесь с прозаическим юмором горожан, в оценке жизненных явлений ощущается зарождение гуманизма. Столетняя война с Францией (1337—1453), затем война Алой и Белой розы (1455 — 1485) задержали развитие литературы. Среди немногих памятников — прозаический пересказ легенд о рыцарях «Круглого стола» в «Смерти Артура» Т. Мэлори (XV в.). В то же время получила развитие народная поэзия — баллады легендарного, исторического, драматического характера.

С концом разрушительной феодальной распри, установлением абсолютизма Тюдоров литературная деятельность возрождается. Растут связи английских писателей с представителями гуманизма других стран. В начале XVI в. выступил Т. Мор, друг Эразма Роттердамского, автор «Утопии», содержавшей не только критику феодальной системы, но и картину идеального государства, основанного на коммунистической общности имущества. Во 2-й половине XVI в., после воцарения Елизаветы I, гуманизм стал господствующим идейным течением. Лирическую поэзию создали «петраркисты» (в ст. Итальянская литература) Т. Уайет, Г. Х. Сарри — творцы английского сонета. В 1557 издатель Р. Тоттел представил образцы их поэзии (а также стихи их современников) в антологии «Песни и сонеты» (т. н. Тоттелевский сборник). Высшее достижение эпической поэзии — поэма Э. Спенсера «Королева фей», написанная оригинальной строфой (спенсерова строфа). Возникают приключенческие и плутовские романы, пасторальная литература. В начале XVII в. появился жанр эссе («Опыты и наставления» Ф. Бэкона) и «характеров» (Т. Овербери). Прозаическую повесть о быте ремесленников создал Т. Делони. Наибольшей художественной высоты достигла драматургия зрелого Возрождения. Английская драма прошла церковную стадию, потом перешла к уличным представлениям мистерий, имевших характер циклов, которые исполнялись в течение нескольких дней. В XV в. появились жанры моралите и интерлюдии. В начале XVI в. гуманисты использовали их для пропаганды своих идей. Во время Реформации, охватившей Англию в XVI в., театр включается в борьбу против католицизма. В этих условиях появилась первая историческая драма, содержавшая еще элементы моралите, — «Король Джон» (1548) Дж. Бейла. В середине XVI в. в академических кругах ставятся первые английские драмы, написанные в подражание античным, преимущественно латинским, образцам: трагедия «Горбодук» Т. Нортона и Т. Сэквилла, комедии «Ральф Ройстер Дойстер» Н. Юдалла и «Иголка кумушки Гаммер Гертон» (1556) неизвестного автора. Приемы итальянской «ученой» комедии перенес на английскую почву Дж. Гаскойн в своей прозаической переделке «Подмененных» Л. Ариосто. В народном театре, переживающем бурный подъем во 2-й половине XVI в., возникла самобытная национальная драматургия: К. Марло, Р. Грин, Т. Кид, Дж. Лили и другие «университетские умы». Соединив традиции средневекового народного театра и ученой гуманистической драмы, они подготовили почву для появления драматургии У. Шекспира. В своих комедиях он выразил жизнерадостный дух Возрождения и оптимизм гуманистов. В пьесах-хрониках из истории Англии («Ричард III», «Генрих IV» и др.) реалистически показал борьбу между феодальным сепаратизмом и исторически прогрессивными абсолютистскими тенденциями. Вершина творчества Шекспира — трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др. Выражая горестное сознание того, что для гуманистических идеалов нет места в действительности (сонет 66), Шекспир с небывалой силой показал сложный душевный строй людей Возрождения, передал ощущение драматизма эпохи. К плеяде талантливых драматургов относятся Б. Джонсон, обосновавший т. н. теорию юморов (т. е. однолинейной типизации характеров), Т. Хейвуд, Т. Деккер, зачинатели жанра трагикомедии Ф. Бомонт и Дж. Флетчер.

Английская буржуазная революция XVII в. положила конец развитию гуманистической драмы: по требованию пуритан в 1642 все театры были закрыты. Этот период был малопродуктивен в литературе. Блестящий публицист буржуазной революции Дж. Мильтон в период Реставрации (т. е. восстановления династии Стюартов) создал эпическую поэму «Потерянный рай», в библейских образах отразившую титаническую борьбу социальных сил эпохи. Пуританский писатель и проповедник Дж. Беньян в аллегорическом романе «Путь паломника» показал драматические перипетии добродетели и чести в мире социального неравенства и буржуазной корысти. Светским «галантным» духом периода Реставрации проникнуты романы Афры Бен. От красочного стиля барокко («метафизическая лирика» Дж. Донна, Дж. Херберта) к строгим правилам классицизма эволюционируют поэзия и драматургия Дж. Драйдена, «отца» английской критики. Живость, остроумие и аристократическая фривольность отличают комедии У. Уичерли, У. Конгрива, Дж. Этериджа, Дж. Ванбру, Дж. Фаркера, заложивших основы классической английской комедии нравов.

Начало новому периоду английской литературы положила «Славная революция» 1688 — 1689; центром внимания становится рядовой человек нового, буржуазного общества. Литература проникается духом просветительской идеологии, утверждавшейся во всех жанрах. Провозвестником просветительского классицизма в поэзии и эстетике был А. Поп («Опыт о критике»). Однако первенство в литературе перешло к прозе. Юмор и сатира пронизывают бытовые нравоучительные очерки (эссе) Дж. Аддисона и Р. Стила, печатавших их в журнале «The Tatler» (1709 — 1711), «The Spectator» (1711 — 1714) и др. Возник реалистический роман, его создателем был Д. Дефо; в «Робинзоне Крузо», вызвавшем многочисленные подражания, дан идеализированный образ энергичного труженика, покорителя природы. Язык произведений Дефо близок живому разговорному языку его времени. Сатира Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» содержит уничтожающую характеристику общественных нравов и государственных институтов Англии в период утверждения буржуазных отношений. Идеализацией буржуазных добродетелей полны сентиментальные романы С. Ричардсона. Г. Филдинг в «Истории Тома Джонса, найденыша» создал эпическое повествование, отразившее (отчасти в сатирическом духе) все стороны аристократического и буржуазного быта. Еще сильнее элементы социальной сатиры в романах Т. Смоллетта. Английский социально-реалистический роман оказал влияние на всю европейскую литературу. Эксцентрическая форма романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» и «Сентиментального путешествия» позволила Л. Стерну ярко выявить противоречия человеческого характера, недоступные просветительскому рационализму. Прославлением простых людей, сочувствием к их трудной жизни проникнут роман О. Голдсмита «Векфильдский священник».

В драматургии просветительский классицизм получил наивысшее выражение в трагедиях Аддисона «Катон» и С. Джонсона «Ирена». Новые пути намечала сентиментальная комедия Стила «Благоразумные любовники», однако подлинный переворот в драме произвел Дж. Лилло, создавший первую буржуазную трагедию «Лондонский купец». Сильной была обличительная струя в английском театре. Балладная «Опера нищих» Дж. Гея и особенно политические комедии Филдинга 1730-х гг. смело критиковали правительственную коррупцию — в ответ правящие круги ввели театральную цензуру (1737). Тем не менее сатирическая линия в социально-бытовой комедии продолжала развиваться и достигла кульминации в творчестве Р. Б. Шеридана. «Мещанским драмам» Лилло и Э. Мура Голдсмит противопоставил веселые комедии «Добрячок» и «Ночь ошибок».

В основу критических работ Джонсона, занимавшего по отношению к рационалистической поэтике классицизма неоднозначную позицию, легли принципы «здравого смысла». Э. Юнг в трактате «Мысли об оригинальных произведениях» решительно отверг нормативную поэтику, утверждая право гения на новаторство в области формы.

В цикле поэм «Времена года» воспел природу и сельскую жизнь Дж. Томсон. У. Коллинз в лирических и медитативных стихах, проникнутых меланхолией, предвосхитил некоторые характерные мотивы романтической поэзии XIX в. В поэме Дж. Крабба «Деревня» идиллическая трактовка сельской жизни сменилась реалистическим изображением деревни. Тонкий лиризм свойствен стихам У. Купера, обличавшего в своих сатирах алчность и жестокость правящих классов. Начавшаяся в творчестве этих поэтов реакция на рационализм углубилась во 2-й половине XVIII в. с появлением предромантического культа старины: «Элегия на сельском кладбище» Т. Грея, «Сочинения Оссиана» Дж. Макферсона, стихи Т. Чаттертона. В прозе предромантизм ярко выразился в романах «ужасов и тайн» Х. Уолпола и Анны Радклиф. При этом в творчестве У. Годвина форма готического романа не помешала резкой критике общественного строя Англии. Образец социальной поэзии — поэма Голдсмита «Покинутая деревня», где раскрыта трагедия английских крестьян, согнанных с земель в период промышленного переворота (т. н. огораживания). Возрождение интереса к народной поэзии определило широкую популярность шотландского поэта Р. Бёрнса.

Как реакция на драматические противоречия буржуазного прогресса и разочарование в итогах Великой французской революции в 90-х гг. XVIII в. возник романтизм. У. Вордсворт, С. Т. Колридж, Р. Саути, представляющие «озерную школу», культивировали руссоистские мотивы (близость к природе, патриархальную простоту нравов), окружали обыденные факты ореолом привлекательности; поэтическую речь они приблизили к живому разговорному языку. Бунтарскими настроениями проникнута поэзия У. Блейка, в сложной символике оригинального мифотворчества стремившегося передать диалектическую природу реального мира. Второе поколение романтиков — Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Китс — резко отвергло политический консерватизм «озерной школы». Байрон выступал с сатирами на реакционную политику Священного союза, Шелли проповедовал идеи утопического социализма. Социальный утопизм был свойствен и поэзии не понятого современниками Блейка. Разочарованный, меланхоличный Чайльд Гарольд Байрона, его богоборец Каин и другие герои выражали решительный отказ от идеалов буржуазно-аристократического общества и анархический индивидуализм. У Шелли появляются образы борцов за свободу человечества — Лаон («Лаон и Цитна»), Прометей («Освобожденный Прометей»). Фанни Бёрни, Джейн Остин, Мария Эджуорт сыграли заметную роль в переходе от просветительского нравоучительного к психологическому роману XIX в. Жанр исторического романа создал В. Скотт. В его произведениях отразились основные периоды истории Англии и Шотландии, отчасти Франции и Германии — от крестовых походов до середины XVIII в.

Новый период английской литературы начался в 30-х гг. XIX в. в обстановке напряженных социальных конфликтов, подъема рабочего движения (чартисты). Критику капитализма с романтических позиций продолжал романист и публицист Т. Карлейль, член литературно-политической группы «Молодая Англия» Б. Дизраэли. Переходным от романтизма к реализму было творчество романиста и драматурга Э. Дж. Булвер-Литтона. На 30—60-е гг. приходится расцвет критического реализма: в романах Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, Шарлотты Бронте, Элизабет Гаскелл — «блестящей плеяды… английских романистов» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 10, с. 648) — изображены все слои буржуазии и впервые показан рабочий класс, ведущий борьбу за свои права («Шерли» Бронте, «Мэри Бартон» Гаскелл, «Тяжелые времена» Диккенса). В центре романов Диккенса — город эпохи промышленного капитализма, арена общественных и личных катастроф. В отличие от Диккенса (всегда сохранявшего веру в торжество добра) Теккерей создал пронизанный желчным скептицизмом «роман без героя» (т. е. без «иллюзий») «Ярмарка тщеславия». Джордж Элиот, Дж. Мередит сочетают мотивы социально-бытового романа с тонким психологическим анализом. Незаурядным психологом, предвосхитившим проблематику литературы XX в., был «последний викторианский классик» А. Троллоп. В конце XIX в. в английском романе обозначился резкий контраст между суровым реализмом Т. Харди и С. Батлера и неоромантизмом Т. М. Рида, Р. Л. Стивенсона. Героический образ революционера создала в романе «Овод» Этель Лилиан Войнич. Последователями Э. Золя были натуралисты Дж. Мур и Дж. Гиссинг. Хотя жанр романа занял господствующее положение в «викторианскую эпоху» (годы правления королевы Виктории — 1837—1901), развивалась и поэзия позднеромантического типа: лирика и повествовательные поэмы А. Теннисона, аналитическая, отмеченная философскими исканиями лирика Р. Браунинга и гражданская и интимная лирика Элизабет Браунинг. Э. Фицджералд выступил с переводами из Омара Хайяма; гедонистические мотивы персидского поэта звучали вызовом буржуазной идеологии пользы и мещанских добродетелей. Мрачную картину современного капиталистического города рисует Дж. Томсон в философской поэме «Город ужасной ночи». Движение эстетической критики капитализма, возглавляемое теоретиками искусства Дж. Рескином и У. Моррисом, привело к созданию «Братства прерафаэлитов» — содружества поэтов и художников, противопоставлявших уродству буржуазного мира эстетический идеал позднего средневековья и Раннего Возрождения. Это движение выдвинуло поэтов Д. Г. Россетти, Кристину Россетти, близок к прерафаэлитам был поздний романтик А. Ч. Суинберн. Крупнейшим представителем эстетизма был критик У. Патер.

Драма XIX в. значительно уступала роману в жизненной правдивости и социальной остроте. Потоку развлекательных пьес противостояли лишь отдельные произведения, обладавшие идейными достоинствами, — «Деньги» Булвер-Литтона, «Каста» Т. У. Робертсона. Первыми попытками внести мотивы социально-нравственной критики были пьесы А. У. Пинеро. На фоне официозно-дидактической детской литературы выделяются философские сказки-гротески Л. Кэрролла и «бессмыслицы» Э. Лира.

В 90-х гг. началась новейшая английская литература. Ее открывает краткая пора декаданса и символизма (журналы «The Yellow Book», «Savoy»): О. Бёрдсли, О. Уайльд, продолжившие линию эстетической критики капитализма. Творчество корифея символизма ирландца У. Б. Йитса развивалось в сторону преодоления эстетического канона и элитарных тенденций: связь с народной поэтической традицией определяла его социальную чуткость. Последнее десятилетие XIX в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне 1914 — 1918, отмечены мощным развитием критического реализма. «Драмы-дискуссии» Б. Шоу вскрывают нелепости капиталистической системы, выдвигают идею преобразования общества на основах социализма. С позиций патриархального, обращенного вспять идеала критиковал буржуазный прагматизм Г. К. Честертон. Реалистическая бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси, Х. Гренвилла-Баркера, У. С. Моэма, сыгравшего также значительную роль в развитии жанра новеллы. В социально-фантастических и философских романах Г. Дж. Уэллса обнажены процессы капиталистической индустриализации, ведущие к обесчеловечению условий жизни пролетариата. В трилогиях «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» Голсуорси на примере распада буржуазного семейного клана отразил историческую обреченность класса собственников. По тому же пути пошли А. Беннетт («Бабушкины сказки»), Моэм («Бремя страстей человеческих»), автор первого в английской литературе антиколониального романа («Поездка в Индию») Э. М. Форстер, новеллисты А. Э. Коппард, Кэтрин Мэнсфилд и др. С юмористическими сочинениями выступал Дж. К. Джером. Особняком стоит Дж. Конрад, сочетавший романтику морских путешествий и описания «экзотических» стран с тонким психологизмом. «Романтика» колонизаторской миссии питала творчество барда британского империализма Р. Киплинга; в поэзии конца XIX — начала XX вв. его роль была новаторской: он ввел в свои произведения прозаическую и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы («Казарменные баллады»). Наряду с новейшей имитацией стиля рококо у Г. О. Добсона существовала меланхолическая поэзия А. Э. Хаусмена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, философская и пейзажная лирика Р. Бриджеса.

1-я мировая война и послевоенный кризис привели к заметным изменениям в английской литературе, вступившей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиционными формами стихосложения и поэтической образности. Модернистское направление в английской литературе возглавили американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Наряду с имажистами (см. Имажизм) они преобразовали язык поэзии, сочетая поиски «точного» слова с новаторством в области стихосложения. Этой поэзии присущи темная символика и тенденция к созданию новых «мифов». Поэты У. Х. Оден, С. Спендер, С. Д. Льюис приблизили поэзию к живому разговорному языку, отказавшись от элитаризма Элиота. В 30-е гг., составляя т. н. оксфордскую группу поэтов, они занимали радикальные политические позиции, но перед 2-й мировой войной 1939 — 1945 повернули вправо. В обновлении поэтического языка и стихотворных форм участвовали также Ф. Л. Макнис, У. Эмпсон, Д. Томас. В период между мировыми войнами популярностью пользовались драмы Н. Коуарда, Дж. Барри, Дж. Б. Пристли. Однако ведущим жанром оставался роман, в котором также возникло модернистское экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс романом «Улисс» (1922) положил начало литературе «потока сознания», регистрирующей тончайшие нюансы внутренней жизни персонажей. Эту технику письма развивали Д. Ричардсон, В. Вулф. Тонкий психологический анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса. Колебаниями между модернизмом и реализмом отмечено творчество создателя «интеллектуального» романа О. Хаксли. Более последовательно придерживались реалистических традиций яркий представитель литературы «потерянного поколения» Р. Олдингтон, писатели А. Кронин, Пристли, отразившие современную социальную жизнь страны. Яркую картину быта горняков Южного Уэльса создал Р. Луэллин. Мастер сатирического гротеска И. Во с позиций католика и роялиста критиковал современность с ее бездушием и бездуховностью.

В 1930-е гг. возникла марксистская критика — Р. Фокс, К. Кодуэлл, в послевоенные годы развитая в работах А. Кеттла. Методология А. А. Ричардса и Ф. Р. Ливиса близка принципам «новой критики». Значительный историко-литературный материал содержат труды У. Аллена и Д. Дайчеса. Вопросы социологии искусства разрабатывают литературоведы Р. Хоггарт, Р. Уильямс.

После окончания 2-й мировой войны появилось новое поколение романистов, отразивших жизнь буржуазного общества после распада британской колониальной империи и утраты страной ее прежнего положения в мировой экономике и политике. В антиутопиях Дж. Оруэлла выразился пессимистический взгляд на будущее, ужас перед возможностью победы тоталитаризма, который тенденциозно отождествлялся писателем с социализмом. Экзистенциалистские мотивы характерны для У. Голдинга («Свободное падение»), в целом мрачно оценивающего перспективы человечества («Повелитель мух»). Хотя экзистенциализм и составляет основу многих романов Айрис Мёрдок («Под сетью»), ее творчество значительно шире доктрины: исполненное напряженных нравственных исканий и веры во внутренние ресурсы личности, противостоящей «хаосу», оно вносит заметный вклад в реалистическую литературу. Широкий диапазон комических средств (от иронии до гротеска), психологизм характерны для романов Э. Уилсона. Социальные и психологические мотивы определяют своеобразие прозы Дж. Кэри. В творчестве Г. Грина, условно делящего свои романы на «развлекательные» и «серьезные», присутствуют элементы реалистического гротеска («Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой»). Социальная критика в его произведениях сочетается с изощренным психологизмом и авантюрными мотивами. Хронику социальной и интеллектуальной жизни Великобритании воссоздал Ч. П. Сноу в серии романов «Чужие и братья». Не ослабевают обличительные мотивы в прозе и драматургии Пристли. Разложение буржуазной семьи — тема многочисленных романов Айви Комптон-Бернетт. Жизнь демократических слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея, Г. Томаса. В 1950-х гг. возникла литература «рассерженных молодых людей»: К. Эмис (роман «Счастливчик Джим»), Дж. Уэйн (роман «Спеши вниз»), Дж. Брейн («Путь наверх»). Сатирические и обличительные мотивы у этих писателей выражают глубокое разочарование в социальных и духовных возможностях буржуазного общественного уклада, однако альтернативы ему «рассерженные» не видели. В дальнейшем их творческие пути разошлись. Яркими явлениями «рабочего» романа стали книги А. Силлитоу, С. Чаплина, С. Барстоу. Политические мотивы пронизывают романы Дж. Олдриджа («Дипломат», «Прощай, Антиамерика»). Антиколониальные темы питают творчество Б. Дейвидсона, Д. Стюарта, Н. Льюиса, в романе «Сицилийский специалист» разоблачившего мафию и ее связи с секретными службами США. Широко распространился в 60—70-х гг. научно-фантастический роман. А. Кларк, Дж. Уиндем, Дж. Г. Боллард раскрывают грандиозные перспективы, открывшиеся в свете современных достижений науки и техники; вместе с тем в произведениях научных фантастов как отражение деформации научно-технической революции при капитализме нередки апокалипсические видения мировых катастроф. Своеобразное явление прозы на философские и естественно-научные темы — произведения К. Уилсона. Интеллектуальную элиту осмеял М. Брэдбери («Социолог»). Реальный социально-политический смысл содержат гротескные романы и повести Мюриэл Спарк. Как проницательные романисты-психологи зарекомендовали себя Сьюзн Хилл и Дж. Фаулс. Новое поколение писателей, вошедшее в литературу в 70-х гг., выдвинуло Маргарет Дрэбл, Ч. Дж. Митчелла.

Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна (одного из «рассерженных молодых людей») «Оглянись во гневе» положило начало оживлению английской драмы. Пьесы Осборна, Шийлы Дилэни, А. Уэскера, Р. Болта, ирландца Б. Биэна, Х. Пинтера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона ставили ряд острых социальных проблем, возродив общественное значение театра. В 60-е гг. появилось новое поколение драматургов (т. н. вторая волна) — Д. Мерсер, Т. Стоппард, Д. Стори и другие, активно работающих и в 70-х гг. Новаторским духом проникнута поэзия Д. Томаса, Ф. Ларкина, Т. Хьюза. Популярен жанр детективного романа, классические образцы которого в Англии создали У. У. Коллинз («Женщина в белом») и А. К. Дойл («Приключения Шерлока Холмса»). В лучших романах Э. Р. Г. Уоллеса, Дороти Сейерс, Агаты Кристи и Дж. Ле Карре нашли отражение отрицательные стороны быта, накал политических страстей. Характерное явление массовой литературы — «шпионские» романы И. Флеминга. Значительный общественный резонанс имеет документальная литература, к которой обращаются известные прозаики П. Х. Джонсон, Фаулс и другие. Традиции национальной культуры развивают детские писатели Дж. Р. Толкьен, К. С. Льюис, Р. Адамс.

Крупнейшие периодические издания: литературный журнал-еженедельник «Times literary supplement», ежемесячники «London review of books», «Books and bookmen». Литературные разделы существуют во многих газетах, в т. ч. в органе КП Великобритании «Morning star». Общие вопросы политики и книгоиздательского дела находятся в компетенции Совета искусств Великобритании, подчиненного правительственному Британскому совету. Совет искусств Великобритании координирует действия региональных Совета искусств Уэльса и Совета искусств Шотландии. Крупнейшее творческое объединение английских литераторов — национальный центр Пен-клуба. В Лондоне также находится центр международного Пен-клуба; генеральный секретарь Исполкома (по традиции англичанин) — военный историк и романист П. Элстоб (с 1979). Творческие организации образуются, как правило, по типу тред-юнионов — например, поэтическое общество «Тайн-Сайд Поэтс» (г. Ньюкасл), члены которого в основном выходцы из рабочего класса.

Издания:

Современная английская новелла, М., 1969;

Английские и шотландские баллады, М., 1973;

Поэзия английского романтизма, М., 1975;

Английская поэзия в русских переводах. XIV-XIX вв., М., 1981;

Английская поэзия в русских переводах. XX в., М., 1984;

Писатели Англии о литературе XIX-XX вв., М., 1981;

Современная английская драма, М., 1984.

Литература:

История английской литературы, т. 1—3 [кн. 1—5], М.-Л., 1943 — 1958;

Аникст А., История английской литературы, М., 1956;

Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М.-Л., 1960;

Ивашева В., Английская литература XX в., М., 1967;

Аллен У., Традиция и мечта, пер. с англ., М., 1970;

Мортон А., От Мэлори до Элиота, пер. с англ., М., 1970;

Современная английская драматургия. 1956—1975. Указатель литературы, М., 1976;

Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа, Америка, Австралия. Литературно-библиографический справочник, 4 изд., М., 1980;

Daiches D., A critical history of English literature, v. 1—2, L., 1963;

Ford B. ed., A guide to English literature, v. 1—7, L., 1961 — 1964;

Ward A., Twentieth-century English literature. 1901—1960, L., 1966;

The Cambridge bibliography of English literature, v. 1—5, Camb., 1940 — 1957;

Contemporary poets of the English language, Chi.-L., 1970;

Contemporary dramatists of the English language, 2 ed., L.-N.Y., 1977;

Contemporary novelists of the English language, 2 ed., L.-N.Y., [1976].

А. А. Аникст.

В начало словаря