Литературный энциклопедический словарь
АЛЬМАНАХ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

АЛЬМАНАХ

АЛЬМАНА́Х (от араб. аль-манах — календарь), сборник литературных произведений, часто объединенных по к.-л. признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному, областному и др.); как правило, выходит непериодически. В средние века А. назывались заимствованные у арабов календарные таблицы с астрономическими и другими сведениями. Постепенно они начали дополняться заметками об исторических событиях, ярмарках, монетных системах, а позднее и мелкими рассказами, анекдотами, стихотворениями. Такие ежегодные А.-календари становятся прообразом периодической печати и в XVI—XVII вв. получают большое распространение. С течением времени А. приобретают двоякую форму: или остаются календарями-справочниками с геральдическими, биографическими, историческими и хозяйственными сведениями или становятся литературными сборниками, содержащими в себе произведения разных авторов, сначала в виде стихотворений, рассказов, очерков, а в дальнейшем и статей научного, публицистического и литературно-критического характера. Такие А. представляли собой как бы отдельные номера журналов, издаваемые единовременно, ежегодно или от случая к случаю. Соответственно содержанию А. иногда называют музыкальными, театральными, дамскими, детскими и т. д. Помимо литературных А. были и узкоспециальные А. — дипломатические, гастрономические, статистические и др.

Первые литературные А. появились во Франции под названием «Альманах муз» (Париж, 1764—1833). Из более поздних известны «Альманах литературы, театра и изящных искусств», изд. при участии Ж. Жанена (1853 — 1859), и «Парижский альманах» (1862—1870). Первым немецким А. считается «Альманах муз», изд. Гёттингенским обществом поэтов (1770—1803). Большой известностью пользовались «Шиллеровский альманах муз» (Тюбинген, 1796—1800), затем «Немецкий альманах муз» (1830—1839) А. Шамиссо, «Карманная книжка поэзии» Ф. Шлегеля и др. Поэты «Молодой Германии» издавали с 1893 в Мюнхене «Новый альманах муз».

В России первыми по времени принято считать изд. Н. М. Карамзиным в Москве А. «Аглая» (кн. 1—2, 1794—1795) и «Аониды» (кн. 1—3, 1796—1799). Однако ранее их вышли «Российский Парнас», изд. М. М. Херасковым в Петербурге (1771), а также «Распускающийся цветок» (1787), состоящий из произведений питомцев Благородного пансиона при Московском университете. Этот А. открывал серию подобных изданий: «Полезное упражнение юношества» (1789) и др. В начале XIX в. были изданы несколько А., из которых наиболее примечателен «Свиток муз» (кн. 1—2, 1802—1803). Однако роль зачинателя «альманачного периода», на который указывал В. Г. Белинский, принадлежит «Полярной звезде» (1823—1825). Появление трех ее книг, в которых была сосредоточена поэзия и литературная критика, связанная с наиболее прогрессивным направлением русской литературы периода декабризма, имело большое литературно-общественное значение. В декабристских кругах возник А. «Мнемозина». Прогрессивную роль играл А. «Северные цветы», изд. при участии писателей пушкинского круга. Наиболее долговечным из А. этой поры были «Невский альманах», изд. Е. В. Аладьиным, а также «Утренняя заря», изд. В. Владиславлевым (1839 — 1843). Следует отметить сборник «Новоселье» (кн. 1—2, 1833 — 1834), составленный из сочинений, подаренных литераторами А. Ф. Смирдину в связи с новосельем его книжной лавки. В 20—30-х гг. XIX в. вышло множество А.: «Русская Талия», «Календарь Муз», «Сириус», «Урания», «Северная лира», «Зимцерла», «Альциона» и др., а также в провинции — «Одесский альманах», «Енисейский альманах» и др. Некоторые А. отличались серьезностью содержания и, по словам А. С. Пушкина, «сделались представителями нашей словесности. По ним со временем станут судить о ее движении и успехах» (Собр. соч., т. 11, 1949, с. 48).

С 40-х гг. А. обычно называют сборниками. Изменяется и их внешний вид: вместо недавних «карманных книжек» выходят солидные тома, где печатаются уже не мелкие стихотворения и прозаические отрывки, а порой довольно крупные произведения. Одна из причин, способствовавших появлению сборников 40-х гг., заключалась в том, что правительство крайне скупо давало разрешения на издание журналов. Главное место среди А. этого времени занимают изд. Н. А. Некрасовым сборники «Физиология Петербурга» (кн. 1—2, 1845), «Петербургский сборник» (1846), имевшие большое значение для утверждения натуральной школы. В противовес им славянофилы во главе с И. С. Аксаковым и К. С. Аксаковым стали выпускать «Московский сборник» (1846 — 1847 и 1852). В истории развития русской революционной мысли сыграл значительную роль нелегально распространявшийся в России А. «Полярная звезда» (1855 — 1862) А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

Значительное распространение получили украинские А. и сборники, особенно в те годы, когда периодической печати на украинском языке почти не было. Первым изданием этого рода был «Украинский альманах», изд. И. И. Срезневским и И. В. Росковшенковым в Харькове (1831). Далее следуют «Украинский сборник» (кн. 1—2, 1838 — 1841), «Снiп» («Сноп», 1841), «Ластiвка» («Ласточка», изд. Е. П. Гребенкой при участии Т. Г. Шевченко, Г. Ф. Квитко-Основьяненко, И. П. Котляревского, П. А. Кулиша и др., Петербург, 1841), «Молодик», изд. И. Е. Бецким (1843—1844), и др. В Западно-украинских землях прогрессивные писатели М. С. Шашкевич, Я. Ф. Головацкий и др. выпустили А. под названием «Русалка Днестровая», запрещенный австрийской цензурой (изд. в Будапеште, 1837) и увидевший свет лишь после 1848.

С развитием периодики роль А. и литературных сборников падает, но они продолжают появляться. В 1874 выходит первый благотворительный сборник «Складчина» в пользу голодающих Самарской губернии. Позднее появляется целая серия подобных сборников, заполненных чисто литературным материалом. Издаются они «в пользу славян», либо с благотворительными целями, либо «в память» того или иного писателя, общественного деятеля и т. д. В 1894 — 1895 вышли три сборника «Русские символисты».

В начале XX в. не только не приостановилось появление литературных А. и сборников, но они стали традиционной формой публикации новых литературных произведений. Основанные М. Горьким сборники «Знание» приобрели особое политическое и литературное значение. По словам А. С. Серафимовича, Горький собрал вокруг этих сборников «все лучшее, что было среди писателей» (Собр. соч., т. 10, 1948, с. 424). Несколько сборников публицистического характера было выпущено в эти же годы русскими марксистами: «Вопросы дня» (1906), «Голос жизни» (1907) — последний с участием В. И. Ленина. После поражения Революции 1905 — 1907 появились А. «Шиповник», «Земля» и др., в 1913 сборники футуристов «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и несколько прогрессивных революционных сборников, в т. ч. «Первый сборник пролетарских писателей» (1914). В первые годы после Октябрьской революции было издано несколько А. и сборников разных литературных группировок: «Круг», «Кузница», «Перевал», «Земля и фабрика» и др. По инициативе Горького с 1933 стали выходить ежегодники, носящие название года революции (первый из них — «Год XVI»). В СССР издавалось большое число А. и сборников («Литературная Москва», «День поэзии», «Прометей» и др.), в т. ч. в республиканских и областных издательствах, где печатаются местные, преимущественно молодые, литераторы.

Литература:

Смирнов-Сокольский Н. П., Русские литературные альманахи и сборники XVIII и XIX вв. Предварит. список, М., 1956;

Литературно-художественные альманахи и сборники. Библиография, т. 1 (Сост. О. Д. Голубева) — 1900—1911, М., 1957; т. 2 (Сост. Н. П. Рогожин) — 1912—1917, М., 1958; т. 3 (Сост. Н. П. Рогожин) — 1918—1927, М., 1960; т. 4 (Сост. О. Д. Голубева) — 1928—1937, М., 1959.

Н. П. Смирнов-Сокольский.

В начало словаря