Литературный энциклопедический словарь
ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПО́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература польского народа. Развивается на польском языке. Старопольскую литературу обычно делят на три периода: средневековье (XII—XV вв.), Возрождение (XVI в.) и барокко (до середины XVIII в.). Наличие в Польше крупных древнейших памятников фольклора не зафиксировано, однако существование древней фольклорной традиции подтверждается использованием народных преданий, песен, пословиц и т. д. или упоминаниями об их бытовании, которые встречаются в старопольской письменности. Первые памятники польской средневековой письменности на латинском языке имели как религиозно-церковный, так и светский характер. Светской по духу была первая историческая хроника капеллана Галла Анонима (начала XII в.); кульминация в развитии этого жанра — многотомная «История Польши» Я. Длугоша. С начала XV в. на польском языке появляются переводы церковных текстов, религиозные песнопения, а затем светские сочинения поучительного характера, диалоги, вирши, песни.

В эпоху Возрождения, отмеченную в Польше острой политической борьбой, распространением идей гуманизма и Реформации, литература обогащается произведениями большого художественного значения. В поэтических произведениях на латинском языке находят выражение политической симпатии авторов, их темперамент и личная судьба (К. Яницкий и др.). В дальнейшем латынь уступает место польскому языку. Первым писателем, писавшим только на родном языке, был М. Рей — сатирик, бытописатель, моралист, популярный среди шляхты. Гуманистические веяния в придворной культуре, совершенствование языка прозы засвидетельствованы творчеством Л. Гурницкого. Образец высокой поэтической культуры польского Возрождения — творчество Я. Кохановского, приобщившего польскую поэзию к важнейшим мировоззренческим и эстетическим проблемам эпохи, заложившего основы национального стихосложения и способствовавшего совершенствованию литературного языка. Кохановский оказал огромное влияние на развитие гуманистических традиций в польской поэзии. Глубиной переживаний, трагичностью мироощущения, напряженностью мировоззренческих исканий отличается лирика М. Сэмпа Шажиньского. Высокий уровень польской передовой общественной мысли демонстрируют сочинения правоведа и моралиста А. Фрыч Моджевского (на латинском языке), получившие европейскую известность и опередившие свое время. Конец XVI — 1-я половина XVII вв. — период расцвета мещанско-городской культуры. В кругу состоятельных городских верхов получает развитие гуманистическая ренессансная традиция, создается поэзия на латинском и польском языках, приобретают популярность описательная поэма, сатира и моралистика (С. Ф. Клёнович и др.), жанр идиллии (Ш. Шимонович, затем братья Ю. Б. и Ш. Зиморовичи и др.). Разнообразна в жанровом отношении литература, создаваемая плебейскими низами города («совизжальская» сатира, «рыбалтовская» комедия, лирические стихи и песни, часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл «Крестьянских жалоб» и т. д.).

В XVII — начале XVIII вв. развитие П. л. происходит в обстановке нарастающей феодальной анархии, опустошительных войн. В этот период, получивший название польского барокко, появляются рифмованные хроники и трактаты (С. Твардовский, В. Коховский), сочинения религиозного и мистического содержания, выражающие торжество Контрреформации, а также произведения галантно-любовной и медитативной лирики (Я. А. Морштын). В лучших литературных образцах передается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны (В. Потоцкий и др.), ощущается стремление глубже проникнуть в психологию человека, доводится до виртуозности стихотворное мастерство. Во всем богатстве бытовых деталей запечатлела жизнь того времени эпистолярная и мемуарная проза (Я. Х. Пасек и др.). В целом же политическому упадку феодального государства сопутствует и относительный застой в литературном развитии.

В эпоху Просвещения (2-я половина XVIII — начало XIX вв.) в П. л. находят отражение борьба за реформы и национальную независимость, распространение передовых общественно-философских идей, идущих главным образом из предреволюционной и революционной Франции, укрепляются связи с общеевропейским литературным процессом. Появляются литературно-художественные и общественно-политические журналы, национальный театр, обогащается литературный язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, А. С. Нарушевич, С. Трембецкий, Т. К. Венгерский) подчиняют свое творчество решению национальных задач, в жанрах сатиры, басни, ироикомические поэмы обличая общественные пороки, невежество, ханжество и фанатизм, совершенствуя литературный язык, изобразительные возможности поэтического слова. Наряду с переводами и переложениями зарубежных образцов появляется оригинальная комедия (Ф. Заблоцкий, Ю. У. Немцевич), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент (В. Богуславский). Создается роман нового времени, синтезирующий элементы дидактического, приключенческого, нравоописательного и фантастико-утопического жанров («Приключения Миколая Досьвядчиньского» Красицкого, «Рукопись, найденная в Сарагоссе» Я. Потоцкого). Видное место занимает поэзия рококо и сентиментализма, углублявшаяся в мир человеческих чувств, использовавшая некоторые фольклорные мотивы (Ф. Д. Князьнин, Ф. Карпиньский); сентименталистская проза полностью разовьется позже, в XIX в. На рубеже 80—90‑х гг. XVIII в. видную роль в политической борьбе играют радикальная публицистика, анонимная «якобинская поэзия», выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский).

П. л. на протяжении всего XIX в. развивалась в условиях национального угнетения народа под игом трех монархий. Большое влияние на характер П. л., проникнутой революционно-патриотическим содержанием оказали национально-освободительного восстания 1830 — 1831, 1846, 1848, 1863 — 1864.

Романтизму П. л. обязана величайшими художественными достижениями. Он охватывает эпоху национальных восстаний вплоть до 60‑х гг. XIX в. Литература играет важную роль в освободительной борьбе, развитии национального самосознания и сохранении национальной культуры. Романтическое направление складывается на рубеже 10—20‑х гг. XIX в., первым его образцом и манифестом стали два тома «Поэзии» крупнейшего польского поэта А. Мицкевича; общественную основу романтизма составило национально-освободительное движение, имевшее в тот период «первостепенное значение с точки зрения демократии не только всероссийской, но и всеславянской, но и всеевропейской» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 297). В польском романтизме решительно преобладают революционно-патриотические тенденции. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпическая поэма, или «поэтическая повесть» («Гражина», «Конрад Валленрод» Мицкевича, «Мария» А. Мальчевского, «Каневский замок» С. Гощиньского), делаются попытки обновления драматических форм. Романтики обращаются к фольклору (не только к польскому, но и других славянских народов), видя в нем отражение народного мировосприятия, используют исторические сюжеты. В литературе утверждается новый тип героя — самоотверженного борца за свободу народа, демократизируется литературный язык, совершенствуется стихосложение.

После разгрома польского восстания 1830 — 1831 определяющей (временно) становится литература эмиграции. Романтики стремились понять причины неудачи восстания, критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда освободительной борьбы от народных масс. Они обличали царизм и его прислужников. Интенсивно развивается романтическая драма, разнообразная по форме, насыщенная морально-политической проблематикой (3-я часть «Дзядов» Мицкевича, «Кордиан» Ю. Словацкого, «Небожественная комедия» и «Иридион» 3. Красиньского и др.). Жанр поэмы обогащается новыми разновидностями: национальная эпопея «Пан Тадеуш» Мицкевича, философско-историческая поэма Словацкого «Король Дух» и др. Историко-философские искания помимо художественного творчества находят выражение в мировоззренческих системах мессианистского, мистико-иррационального характера, обосновывающих грядущее избавление Польши.

В самой стране отдельные авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, шедший от просветительских традиций к реализму и в 20—30‑х гг. создавший свои лучшие комедии, богатые социальным и психологическим содержанием). Развиваются прозаические жанры (Ю. И. Крашевский, Ю. Коженёвский). В канун общеевропейского революционного движения 1848 на сцену выступает революционно-демократическая поэзия (Р. Бервиньский), пробуждается интерес к крестьянской жизни (в прозе — Крашевский, в поэзии — Т. Ленартович, В. Сырокомля и др.). Особое место в литературе 40—70‑х гг. занимает Ц. Норвид, стремившийся выработать новые поэтические средства; романтическое живописание и эмоциональное восприятие вытесняются в его творчестве тягой к философской проблематике.

После восстания 1863 — 1864 в литературе господствует реализм (иногда это время называют «периодом позитивизма» вследствие влияния его общественных идей на творчество ряда писателей). В публицистике и некоторых художественных произведениях пропагандируются идеи «органического труда», «работы у основ», содействие экономическому прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации феодально-шляхетских предрассудков. Поэзия богата гражданскими мотивами, утверждает верность демократическим идеалам, касается новых проблем, поставленных капиталистическим развитием, обращается к жизни народа, правдиво изображая тяжесть его положения (А. Аснык, М. Конопницкая). Подъема достигла проза; в романах, повестях, рассказах дается широкая социальная панорама: изображается жизнь крестьянства и городских низов, отмечаются противоречия общественного развития, обрисовываются новые социально-психологические типы (произведения Э. Ожешко, Б. Пруса, молодого Г. Сенкевича). Популярность завоевывает исторический роман (произведения Сенкевича, живописавшего времена старой шляхетской Польши, Крашевского, охватившего всю отечественную историю, «Фараон» Пруса), содействующий укреплению и развитию национального самосознания. Успешно развиваются критика и литературоведение. В последние десятилетия XIX в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский и др.). Начало рабочего движения в Польше дает первые образцы пролетарской поэзии («Варшавянка» В. Свенцицкого, «Красное знамя» Б. Червеньского). Зарождается марксистская критика.

Мировое признание П. л. в XIX в. нашло выражение прежде всего в интенсивном развитии русско-польских литературных связей. Огромное значение имело пребывание в России Мицкевича, произведения которого высоко ценились и многократно переводились русскими литераторами. В свою очередь Мицкевич пропагандировал русскую литературу в парижских лекциях 40‑х гг. В Польше переводы из русской поэзии появлялись на протяжении всего XIX в. Широкую популярность получили М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, оказавшие влияние на крупнейших польских писателей. Произведения польских авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводились на русский язык почти одновременно с публикацией в Польше.

В литературный период 1890—1918, получивший в польском литературоведении название «Молодая Польша», наряду с развитием реализма возникают модернистские течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). В прозе, где реалистическое направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, успешно разрабатываются темы деревни, власти земли, назревающего крестьянского бунта, капиталистического города (В. С. Реймонт, С. Жеромский, обратившийся также к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы народа за национальную независимость). После 1905 в литературу приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг). Теоретиками модернизма выступили С. Пшибышевский и др. Характер поэзии определяют символистские и импрессионистские тенденции, ее основные жанры: философская, любовная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, Я. Каспрович). Новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в лирике Л. Стаффа, сторонника «классической» линии в поэзии, сатирических стихах Т. Бой-Желеньского. Монументальные романтико-символические обобщения прошлого и будущего Польши дал в своих пьесах С. Выспяньский. Реалистическую драму представляют «мещанские трагифарсы» Г. Запольской.

После восстановления польского государства в 1918, что стало возможным в результате Октябрьской революции в России, в межвоенный период (1918 — 1939) в П. л. шла острая идеологическая борьба. Часть писателей, охваченная националистическими настроениями, выступала в защиту буржуазного государства. Но основное направление развития П. л. определялось реалистическими и демократическими тенденциями. Критическое изображение конфликтов в восстановленном польском государстве характерно для реалистического социально-политического и социально-бытового романа (Жеромский, З. Налковская, М. Домбровская, Струг и др.). В 30‑х гг. развиваются реалистическая психологическая проза (Я. Ивашкевич, Налковская) и драма, а также т. н. иррациональный психологический роман и гротескная драматургия. Основы социалистической литературы закладывались в творчестве В. Броневского, лидера группы революционных поэтов (Б. Ясенский, Л. Шенвальд, Э. Шиманьский и др.), прозаиков Л. Кручковского, В. Василевской, в работах критика-марксиста И. Фика.

В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастической лирики Б. Лесьмяна, выделилась идейно неоднородная группа «Скамандр» (Ю. Тувим, Ивашкевич, А. Слонимский и др.), с «традиционализмом» которой боролись «авангардисты» (Ю. Пшибось и др.). В лирике К. И. Галчиньского, Ю. Чеховича, М. Яструна и др. отразились ощущения катастрофы, апокалиптического предчувствия.

В годы 2-й мировой войны 1939 — 1945 многие писатели были брошены в концлагеря (в т. ч. известный писатель, педагог, врач Я. Корчак), расстреляны, погибли от лишений. П. л. антифашистского Сопротивления (см. Сопротивления литература) создавалась в оккупированной гитлеровцами Польше (К. Бачиньский и др.), несмотря на жестокий террор, а также в эмиграции (в Советском Союзе — Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, на Западе — Броневский, Тувим).

Разгром немецко-фашистских захватчиков и установление народно-демократического строя в Польше создали новые условия для развития литературы. Облик литературы 1945 — 1948 определила общественную потребность осмысления трагических уроков истории, периода войны и фашистской оккупации Польши (реалистическая проза Т. Боровского, Налковской, Ивашкевича, драмы Кручковского). С художественным освоением этой темы, а также с критической оценкой прошлого (С. Дыгат, Т. Бреза) связана эволюция ряда писателей от абстрактного к социалистическому гуманизму. Расширились польско-советские литературные связи, возросло число переводов произведений советских писателей. После 1949, когда на 4-м съезде Союза польских писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистический реализм, появились произведения о социальных преобразованиях в стране (Домбровская, В. Мах), о периоде фашистской оккупации (Б. Чешко), о революционном движении в буржуазной Польше (И. Неверли), о катастрофе Польши в сентябре 1939 (Путрамент, В. Жукровский). Достижения поэзии связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна и др.

В середине 50-х — 70‑е гг. в центре внимания писателей — вопросы этики и политики, исторической и социальной обусловленности развития личности, иногда рассматриваемые в абстрактно-философском плане. Развиваются эссеистика и философско-аналитическая проза (Бреза, Дыгат). Преобладает морально-философская проблематика; главные темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление народной власти (трилогия «Хвала и слава» Ивашкевича, романы Домбровской, Р. Братного, Т. Голуя, Жукровского, Х. Аудерской), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, В. Мысливский), тема истории и труда рабочего класса. Получил развитие жанр исторического и историко-биографического романа (Я. Парандовский, Т. Парницкий, Голуй). Популярна философская фантастика (С. Лем), произведения документальных жанров. В создании социалистической реалистической драмы большую роль сыграл Кручковский. Для поэзии 60—70‑х гг. Т. Ружевича, С. Гроховяка и др. характерны тяготение к морально-философским проблемам современности, отказ от риторики и лирической иллюстративности.

В начале 80‑х гг. в обстановке общественно-политического кризиса в стране руководство Союза польских писателей заняло антисоциалистические позиции; в августе 1983 Союз был распущен, в ноябре создан новый Союз польских писателей, поддерживающий социалистический путь развития ПНР.

Литературная периодика: «Tworczość» (с 1945), «Miesięcznik Literacki» (с 1966), «Poezja» (с 1965); «Žycie Literackie» (с 1951); «Polonistyka» (с 1948); «Przeglad Humanistyczny» (с 1957).

Издания:

Польск. новелла, М., 1949;

Польск. поэзия, т. 1—2, М., 1963;

Польск. лирика. В переводах рус. поэтов, М., 1969;

Совр. польск. рассказы, М., 1969;

Совр. польск. поэзия, М., 1971;

Польск. рассказ, М., 1974;

Совр. польск. повести, т. 1—2, М., 1974;

Польск. поэзия XVII в., Л., 1977;

Польск. повести, М., 1978;

Польск. романтич. поэма XIX в., М., 1982.

Литература:

История польск. литературы, т. 1—2, М., 1968 — 1969;

Ведина В. П., Современная польск. проза, К., 1971;

Писатели Народной Польши. [Сб. ст.], М., 1976;

Поиски и перспективы. Литературно-художественная критика в ПНР, пер. с польск., М., 1978;

Цыбенко Е. З., Из истории польско-русских литературных связей XIX—XX вв., М., 1978;

Хорев В. А., Становление социалистич. литературы в Польше, М., 1979;

Пиотровская А. Г., Худож. искания совр. польск. литературы. Проза и поэзия 60—70‑х гг., М., 1979;

Historia literatury polskiej, t. 1—3. Warsz., 1972 — 1973;

Klimowicz M., Oświecenie, Warsz., 1972;

Ziomek J., Renesans, Warsz., 1973;

Hernas Cz., Barok, Warsz., 1973; Markiewicz H., Pozytywizm, Warsz., 1978;

Słownik wspólczesnych pisarzy polskich, t. 1—4, Warsz., 1963 — 1966;

Słownik współczesnych pisarzy polskich, Seria 2, t. 1—3, Warsz., 1977 — 1980;

Bibliografia literatury polskiej. Nowy Korbut, t. 1—9, 12—15, 17, Warsz., 1963 — 1981;

Kurant J. L., Polska literatura piękna od XVI w. do początku XX w. w wydawnictwach rosyjskich i radzieckich [Указатель переводов и литературно-критич. работ на рус. яз., изданных в 1771 — 1975 гг.], t. 1, Moskwa — Warsz. — Wrocław, 1982.

Б. Ф. Стахеев, В. А. Хорев.

В начало словаря