ПАФОС
ПА́ФОС (от греч. páthos страдание, воодушевление, страсть), термин, имевший в истории искусства различные значения. В античной эстетике П. обозначает страсть или состояние, связанное с сильным волнением. Для Аристотеля в «Никомановой этике» П. свойство души, страсть в широком смысле слова; в соответствии с этим, как указано в «Риторике», хорошая речь должна быть «патетической», т. е. влиять на чувство. Постепенно центр тяжести в истолковании П. переместился с определённого душевного переживания на те свойства художественного изображения, которые это переживание вызывают и делают возможным: понятие «П.» в разное время связывалось с характеристикой стиля, героя, категорией возвышенного (анонимный трактат «О возвышенном» приписывался Лонгину) и особенно с теорией трагического, для которой важна внутренняя конфликтность П. Еще И. Винкельман в «Истории искусства древности» (1763), отмечая в Лаокооне «борьбу интеллекта с страданиями физической природы», заключал: «Итак, при всяком пафосе физическое чувство должно быть привлечено страданием, а дух свободой». Из этого тезиса исходил Ф. Шиллер («О патетическом», 1793), писавший, что П. предполагает одновременно изображение глубокого страдания и борьбу с ним, свидетельствующую о нравственной высоте и свободе трагического героя.
В немецкой классической эстетике было сформулировано и понимание П. как совокупности определённых страстей и импульсов, составляющих содержание человеческого поведения. По Ф. Риделю, включившему в свою «Теорию изящных искусств и наук» обширный раздел «О пафосе» (Riedel F. J., Theorie der schönen Künste und Wissenschaften, Neue Auflage, W. Jena, 1774), П. составляют: стремление к совершенству, любовный инстинкт, надежда, удивление, стремление к удовольствию и т. д. Подобная тенденция истолкования П. оказалась очень существенной для эстетики Г. Гегеля, понимавшего под ним «субстанциональное», « существенное, разумное содержание, которое присутствует в человеческом я, наполняя и проникая собою всю душу» (любовь Антигоны к брату в трагедии Софокла, любовь Ромео и Джульетты в трагедии У. Шекспира и т. д.). (Соч., т. 12, М., 1938, с. 237, 243.)
В. Г. Белинский рассматривал П. как «идею-страсть», которую поэт «созерцает не разумом, не рассудком, не чувством , но всею полнотою и целостью своего нравственного бытия» (Полн. собр. соч., т. 7, 1955, с. 312). Тем самым Белинский перенес терминологическое обозначение П. с художественного персонажа на саму художественную деятельность и применял это понятие для обозначения своеобразия произведения или творчества писателя в целом: так, П. «Мертвых душ» Н. В. Гоголя есть юмор, созерцающий жизнь «сквозь видный миру смех» и «незримые ему слезы»; пафос творчества А. С. Пушкина артистизм и художественность.
В русском литературном сознании XIX в. бытовали и аристотелевская и гегелевская трактовка П., однако, преобладающее влияние оказывала интерпретация Белинского. Бытовало также понятие (как и в западноевропейской эстетике) «пустого П.» т. е. выспренней, внутренне неоправданной риторичности.
В современном литературоведении термин «П.» потерял строгую определенность, иногда сближаясь по смыслу с понятиями «трагическое», «высокое», иногда с трактовкой Белинского, иногда (в негативном или ироническом аспекте) с понятием «пустого П.».
Литература:
О возвышенном, пер. [с греч.], М.-Л., 1966, с. 1517;
Шиллер Ф., О патетическом, Собр. соч. в 7 тт., т. 6, М., 1957;
Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 14, 1968 1973 (см. тематич. указ.);
Белинский В. Г., Статьи о Пушкине. Статья пятая, Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955;
Манн Ю., Учение Белинского о пафосе, «Изв. АН СССР, ОЛЯ», 1964, т. 23, в. 2;
Руднева Е. Г., Пафос худож. произв. (из истории проблемы), М., 1977;
Staiger E., Vom Pathos. Ein Beitrag zur Poetik, «Trivium», 1944, H. 2, S. 7792.
Ю. В. Манн.