Литературный энциклопедический словарь
НАРОДНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

НАРОДНОСТЬ

НАРО́ДНОСТЬ литературы, искусства, многозначное понятие, характеризующее:

1) отношение индивидуального творчества к коллективному, степень творческого заимствования и наследования профессиональной литературой (искусством) мотивов, образов, поэтики народного поэтического творчества (фольклора);

2) меру глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа;

3) меру эстетической и социальной доступности искусства массам.

«Народность искусства» как осознанная концепция возникает в трудах Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, складывается у английских и немецких предромантиков, многосторонне разрабатывается в эстетике И. Г. Гердера и особенно у немецких романтиков.

Гердер ввел понятие «народная песня», толкуя его широко — как «народное творчество». Составляя сборник «Голоса народов в песнях» (1807), он включил в него, наряду с древними и современными народными песнями, авторские стихотворения (в т. ч. И. В. Гёте), стремясь подчеркнуть тем самым единую природу народной поэзии и «высокого искусства».

Романтики (преимущественно немецкие — братья А. Шлегель и Ф. Шлегель, Л. Арним, К. Брентано и особенно братья Я. и В. Гримм) расширили знакомство с народной культурой; их трудами была создана мифологическая школа, признавшая первоосновой поэзии миф, а затем развившийся из него фольклор — бессознательное безличное творчество коллективной народной души. Н. у романтиков включала как ориентацию на дух и поэтику фольклора, так и подчеркивание национальной неповторимости искусства, выражение в нем духа нации (народа) на определённой стадии его развития. Однако некоторые романтики принижали значение профессионального искусства, противопоставляя «естественное», натуральное умышленному, искусственному.

К середине XIX в. весьма актуальным становится второй аспект проблемы Н. Понятие Н. искусства обозначает теперь преимущественно глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития общественного самосознания, для познания жизни всей нации. Параллельно шла демократизация понятия: Н. становится мерой выражения в искусстве идей и интересов трудящегося народа.

Подобная эволюция понятия «Н.» проявилась в русской литературе и критике XIX в. Впервые принцип Н. литературы был провозглашен в статье О. М. Сомова «О романтической поэзии» (1823) и П. А. Вяземского «Разговор между издателем и классиком…» (1824); оба они трактовали Н. как верность национальной самобытности — нравам, обычаям и языку. А. С. Пушкин находил «великую народность» у У. Шекспира, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Л. Ариосто, Ж. Расина и усматривал ее в национальной «физиономии» — образе «мнений и чувствований», «обычаях, повериях, привычках», принадлежащих исключительно тому или иному народу (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 38).

В 40‑х гг. спор о Н. захватил широкую сферу общественной мысли, резко сказавшись в противоборстве западничества и славянофильства. Для славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья И. С. Аксаков и К. С. Аксаков) Н. заключалась прежде всего в исконной национальной самобытности русского народа, призванного сказать миру свое слово. В. Г. Белинский, признавая, что у русских есть своя изначальная «национальная субстанция», отвергал славянофильское понимание своеобразия русского народа (душевно-целостное христианство, «соборная любовь», «смирение» в противовес западноевропейскому принципу индивидуальности). Он именует «истинно национальными, истинно народными» комедию А. С. Грибоедова, творчество Пушкина и Н. В. Гоголя, «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова. «Народный» и «национальный» — для Белинского чаще всего синонимы; для обоих понятий существеннейшим остается одно: «…быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий» (Полн. собр. соч., т. 7, 1955, с. 439, т. 10, 1956, с. 21).

Революционные демократы 60‑х гг. придали критерию Н. большую социальную определенность. Для Н. А. Добролюбова истинная Н. — острая критика «образованных классов» или прямое изображение жизни «необразованных» масс, их «материальной зависимости», протест людей из народа против произвола и насилия.

Добролюбов коснулся и третьего аспекта проблемы Н. — доступности искусства для народа.

Ю. Б. Смирнов.

В полной мере сумела раскрыть содержание, конкретно-исторический характер Н. литературы только марксистская эстетика. Она показала изначальную Н. художественного творчества, тесно вплетенного в жизнедеятельность людей на раннем этапе становления человеческого общества; неизбежность большего или меньшего расхождения между народом и искусством, противоречивость выражения Н. литературы в условиях классово-антагонистических формаций; появление глубокой Н. литературы в эпоху социалистического и коммунистического преобразования общества. Марксизму удалось показать не только закономерную эволюцию понятия Н. литературы, но и диалектику стоящего за этим понятием социально-эстетического явления.

Искусство первобытнообщинного строя (наскальная живопись, ритуальные песни и танцы, изготовление предметов прикладного назначения) было пронизано религиозно-мифологическими представлениями о мире, отражало примитивный уровень развития общества. Однако это искусство создавалось для всех, выступало неотъемлемой частью трудовой деятельности, неразрывно связанной с природой социальной практики семейно-племенных сообществ. Прогресс человечества шел в дальнейшем через классовое расслоение общества, сосредоточение на одном полюсе богатства, культуры, знаний при обездоленности подавляющей массы населения. Понятие «народ» стало обладать определённым классовым содержанием, менявшимся в условиях рабовладения, феодального строя, капитализма. Произошло разделение народного художественного творчества и профессионального искусства, в значительной мере зависимого от господствующих классов.

Марксизм не отрицает Н. такого искусства, при всей ее неизбежной ограниченности. Научный анализ этой Н. требует учета ряда социально-исторических факторов: характера эпохи, роли тех или иных классов, связи искусства с освободительным движением своего времени и т. д. Народность неотделима от глубины и правдивости отражения действительности. Выдающуюся роль в становлении национального самосознания каждого народа сыграли художники, в творчестве которых с наибольшей полнотой отразилась жизнь народа, национальное и общечеловеческое совместились.

Невозможность подлинного единства народа и художественной культуры до социалистической революции не означает, что степень Н. литературы не менялась с течением времени. Одна из важнейших сторон художественного прогресса состояла в последовательных сдвигах в сторону расширения демократической основы и поля деятельности литературы. Так, в истории русской литературы XIX в. качественные сдвиги в Н. литературы были связаны с решительной демократизацией языка и содержания произведений, развитием реализма, участием литературы в сменявших друг друга этапах освободительного движения.

В. И. Ленин развил учение о Н. литературы и искусства применительно к эпохе социалистической революции. К числу выдвинутых им теоретических положений относятся: повышение общего культурного уровня народа как условие для расцвета социалистического искусства; двуединый процесс приближения народа к искусству и искусства к народу; коренное изменение социальной роли литературы и искусства при социализме; неразрывная связь Н. и Коммунистической партийности художественного творчества. Широкую известность получили высказывания Ленина в передаче К. Цеткин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» (Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). См. также Ленин В. И. о литературе.

Ленинские принципы получили воплощение в Постановлениях Коммунистической партии по вопросам советской литературы, в практической деятельности партии на различных этапах социалистического и коммунистического строительства. В ходе осуществления культурной революции были решены важнейшие проблемы, определяющие Н. литературы и искусства: ликвидация неграмотности, обеспечение широкого доступа трудящимся массам к богатствам отечественной и мировой культуры, формирование новой, народной интеллигенции, развитие художественной самодеятельности, создание искусства, глубоко народного и партийного по своим устремлениям.

Ю. Б. Кузьменко.

В утвержденной XXVII съездом КПСС новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза отмечается, что создание подлинно народной многонациональной советской культуры — «историческое достижение нашего строя». И подчеркивается: «Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы и искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию.

Главная линия в развитии литературы и искусства — укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед.

Искусство социалистического реализма основано на принципах народности и партийности».

Особый характер приобрела Н. литературы в современном буржуазном обществе. Исчезло историческое оправдание отчуждения профессионального искусства от народа, связанное с былой неразвитостью производительных сил. Это отчуждение проявляется ныне как прямое порождение эксплуататорского строя, как результат определённой социальной политики. Применительно к капитализму полностью остается справедливым вывод Ленина о существовании двух культур в каждой национальной культуре. С одной стороны, это «элементы демократической и социалистической культуры», с другой — культура буржуазная, «притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры» (Полн. собр. соч., т. 24, с. 120—21). Существенной частью этой господствующей культуры стала т. н. «массовая культура», несущая выгодное правящему классу идеологическое содержание и рассчитанная на самые нетребовательные вкусы. Потоку низкопробной литературы (от развлекательного «чтива» до элитарных формалистических изысков) противостоит современная прогрессивная литература, нередко не лишенная противоречий, но в целом демократическая.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб.], 3 изд., т. 1 — 2, М., 1976;

Ленин В. И., О лит ре и искусстве, 6 изд., М., 1979;

Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986;

Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, М., 1950;

Гей Н., Народность и партийность литературы, М., 1964;

Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966;

Барабаш Ю., О народности, М., 1970;

Куницын Г. И., Политика и литература, М., 1973;

Лихачев Д. С., Своеобразие историч. пути русской литературы X—XVII вв., в сб.: Литература и социология, М., 1977.

В начало словаря